Фрагмент для ознакомления
2
Налоговое право представляет собой систему общеобязательных, формально определенных правовых норм, которая установлена публичной властью и ею гарантируемых с целью регулирования налоговых отношений. Актуальность данной работы обусловлена тем, что возникновение и развитие российского налогового права происходит в условиях формирования совершенно новых социально-экономических отношений. Являясь принципиально самостоятельным правовым явлением, налоговое право координирует широкий круг общественных отношений. Регулярное обновление законодательства о налогах и сборах требует проведения конкретных научных исследований в данной правовой сфере, что актуально на сегодняшний день.
Реализацию налогового права осуществляют в таких же формах и такими же способами, как и реализацию права в общем. Теория права выделяет определенные формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование и применение. Соблюдение, это пассивная форма реализации права, означающая воздержание от совершения запретного действия. Исполнение, это выполнение обязанностей и выступает в качестве активной формой реализации права. Использование, это осуществление субъективного права и, это активная форма реализации права. Применение права, это особая форма реализации права. Применение права, это властная деятельность уполномоченного субъекта, направленная на реализацию правового предписания и порождающая правовое последствие. Использование можно применять в роли второстепенного, дополнительного типа, направленного на осуществление налоговых прав субъекта налоговых правовых отношений, в результате использования которых принципы будут обретать свое справедливое налоговое содержание.
Цель работы состоит в изучении общих положений налогового права.
1. Налоговая политика: понятие и роль в стимулировании социально-экономического развития страны
Понятие «налоговая политика» до настоящего времени не имеет законодательного закрепления, но широко употребляется в научной и учебной литературе, получает распространение в нормотворчестве, используется в различных сферах общественной жизни. Проблема состоит в том, что в научной и учебно-методологической литературе до сих пор не сложилось единого толкования этого понятия. В наиболее общем виде «налоговая политика» представляет собой составную часть общей экономической и социальной политики государства, ориентирована на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональную эксплуатацию национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества.
Налоговая политика, будучи относительно самостоятельной, призвана обеспечивать финансовыми ресурсами бюджетную систему страны, а значит, «обслуживать» бюджетную политику.
Налоговая политика зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно влияет на экономические процессы.
Рассмотрим данное понятие в более широком смысле. Понятие «налоговая политика» на современном этапе развития России используется на различных уровнях управления. Наиболее исследованным является федеральный уровень, или макроуровень. На макроуровне используются устойчивые словосочетания «федеральная налоговая политика», «государственная налоговая политика» или чаще просто «налоговая политика», под которой подразумевается деятельность федеральных органов законодательной и исполнительной власти по совершенствованию налоговой системы страны в целях устойчивого обеспечения доходной части бюджета государства и достижения иных социально значимых целей .
Так, основные направления налоговой политики ежегодно представляются Минфином правительству Российской Федерации и после утверждения ложатся в основу проекта федерального бюджета Российской Федерации на следующий год и последующий двухлетний плановый период. Несмотря на то, что основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом их можно отнести к документам, определяющим правовую политику России. Кроме того, не менее важным является то обстоятельство, что документ указывает на существующие проблемы в налоговой сфере и на планируемые изменения в налоговом законодательстве, тем самым бизнес и общество в целом получают ориентиры для среднесрочного планирования. Налоговая политика на макроуровне должна обеспечивать решение таких задач, как установление оптимальных налогов, которые не будут сдерживать предпринимательство, с одной стороны, и обеспечение поступления в бюджет средств, достаточных для удовлетворения государственных нужд - с другой стороны. Поэтому основной задачей федеральных органов власти является создание соответствующего налогового механизма.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
3. Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2004 N 9-Г04-24 // Документ опубликован не был.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. № 1. Ст. 197.
5. Решение Арбитражного суда Московского округа от 25.05.2022 по делу № А40-26076/2022.
6. Арзуманова Л. Л., Грачева Е. Ю., Болтинова О. В. Налоговое право. Общая часть. – М.: Норма, 2019. – 52 с.
7. Алексеенко В.А. Место налогового права в системе российского права // Актуальные вопросы современных научных исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. - 2019. - С. 168-171.
8. Ахметов А.В. Понятие "налоговая система" в российском праве // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. - 2020. - № 1 (41). - С. 102-105.
9. Бафанов С.С. Налоговое право в системе современного права России // взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. Сборник статей по итогам Международной научнопрактической конференции. - 2018. - С. 12-14.
10. Веденеев А. А. К вопросу о современной системе налогового права // Молодой ученый. - 2019. - № 24 (262). - С. 181-183.
11. Древаль Л.Н. К вопросу о самостоятельности налогового права // Вестник экономической безопасности. - 2019. - №2. – С. 86-91.
12. Коршунова А.Ю., Калашникова Ю.С. Система принципов в налоговом праве // Аллея науки. - 2019. - Т. 3. - № 5 (32). - С. 767-770.
13. Налоговое право. Учебник / под ред. Цинделиани И. А. – М.: Проспект, 2020. – 704 с.
14. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 4, апрель, 2020.