Фрагмент для ознакомления
2
Исторически возникновение предпосылок к исследованию организацион-ного поведения связано с Великой промышленной революцией, явившейся им-пульсом для становления индустриального общества и возникшей потребности в обосновании функций управления и научном познании категории «организа-ция» .
Первым исследователем, начавшим рассмотрение социологических во-просов, связанных с конкретной трудовой деятельностью, был Огюст Конт. В конце XIX в. Эмиль Дюркгейм – автор первых идей структурно-функционального анализа, который непосредственно занимался проблемами организации труда, выдвинул идею «органической солидарности», заключаю-щуюся в том, что индивид является частью определенной социальной группы по причине того, что он является носителем каких-то ценностей, принципов, правил поведения, культуры и традиций .
В дальнейшем, в условиях развития крупной промышленности стали ак-туальными оценки субъективной приспособляемости рабочих к условиям рабо-ты – эти вопросы изучались немецкими исследователями – социологами, фило-софами, экономистами – Максом Вебером, Альфредом Вебером, Генрихом Геркнером в 1909–1912 гг .
Поведение работника проявляется при его взаимодействии в ходе трудо-вого процесса с окружающей средой. Представители социальной антропологии – основоположники функционалистского направления, ставшего дальнейшим логическим развитием принципов социологической школы, английские ученые А.Р. Рэдклифф-Браун и Б.К. Малиновский около 100 лет назад независимо друг от друга обосновали идею, в рамках которой предполагается, что социальные системы состоят из «структуры» и «действия». «Структуры» – это устойчивые модели, позволяющие индивидам осуществлять отношения между собой и окружающей средой .
Поведение работника проявляется при его взаимодействии в ходе трудо-вого процесса с окружающей средой. Труд занимает одно из основных мест в поведении человека. При этом исследователи, придерживающиеся поведенче-ского подхода, рассматривали мотивацию, лидерство и власть как повышение эффективности организации с точки зрения поиска возможностей повышения эффективности каждого работника.
Теоретические основы поведения человека в организации были заложены в классической теории управления, признающей несколько взглядов на поведе-ние личности в организации. Первый крупный шаг в этом направлении был сделан Фредериком У. Тейлором. В 1930-х гг. Джордж Э. Мэйо и Фриц Дж. Ротлисбергер сформулировали «доктрину человеческих отношений», позво-лявшую описать организацию не только как экономический институт .
В последующем значительными разработками с точки зрения развития методологических основ организационного поведения стали труды сторонника школы человеческих отношений Честера И. Барнарда. Он исходил из того, что человек, имея собственные цели и ценности, определяет место в организации через взаимодействие с другими индивидами. Именно поэтому, согласно взгля-дам Ч.И. Барнарда, «рациональный рабочий» постепенно уступает место «соци-альному рабочему» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Базаров Т. Ю. Психология управления персоналом: учебник и прак-тикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 381 с.
2. Вайнштейн, Л. А. Психология управления: учебно-методическое посо-бие. – Минск: БГУ, 2019. – 326 с.
3. Гаудж, Питер Исследование мотивации персонала: моногр. / Питер Гаудж. - Москва: Гостехиздат, 2020. – 272 c.
4. Горелов, Н. А. Управление человеческими ресурсами: современный подход: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
5. Лобанова, Т. Н., Захарова Л. Н., Леонова И. С. Психология в управле-нии персоналом: новый баланс. – 2022. – Т. 12. – № 1. – С. 248-268
6. Свенцицкий, А. Л. Организационная психология: учебник для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 506 с.
7. Чиркова Ю. Р. Управление трудовой мотивацией персонала: совре-менные механизмы и методы изучения // Российская наука и образо-вание сегодня: проблемы и перспективы. – 2020. – № 6(37). – С. 62-74.