Фрагмент для ознакомления
2
1. Ораторское искусство и публичное выступление
Термин ораторское искусство (лат. Oratoria) имеет античное происхождение и является синонимом греческого слова риторика. «Риторика – теория ораторского искусства, наука об ораторском искусстве. Сложный, выразительный, роскошный стиль. Искусство ораторского выступления используется в нескольких смыслах. Прежде всего, ораторское искусство понимается в смысле проявления высокого мастерства в публичных выступлениях. Качественное публичное выступление – это умение умело использовать живое слово. Ораторское искусство — это построение и выражение речи, чтобы произвести на аудиторию желаемый эффект. Убедительность и красочность – обязательные признаки речи. Убедительность создается системой доказательств. А выражение эмоций и эффектные приёмы подачи материала оживляют речь, обеспечивают поддержание внимания аудитории, а значит, и усиливают воздействующее влияние слова. Подробное объяснение ораторского искусства дано с древних времен. Например, Аристотель определял риторику как способность найти возможный способ убеждения каждого субъекта. Искусство красноречия и публичных выступлений возникло в Древней Греции в V в., там же в III-II вв. до н.э. В первом веке оно была систематизировано в Риме. Аристотель, Цицерон и Квинтилиан были выдающимися теоретиками риторики. Искусство публичных выступлений считалось мощной политической силой в Древнем Риме.
Все, кто готовился к политической карьере и хотел видеть себя государственным деятелем, ценили умение убеждать публику. Во втором веке до н.э., когда греческие ораторы открыли в Риме школу публичных выступлений, туда начала стекаться молодежь. Но греческие школы ораторского искусства были доступны не всем. Уроки риторики были дорогими, и их могли использовать только те, кто свободно говорил по-гречески. В этих школах могли учиться только дети аристократов, которые позже могли прийти к власти. Поэтому правительство не препятствовало греческим школам. Однако в первом веке до н.э, когда открылась школа латинской риторики, сенат этим был обеспокоен. Они не хотели, чтобы «орудие», изучаемое их сыновьями, переходило в рукипредставителей другого сословия. В 92 г. в связи с этим вышел указ о «запрете латинских риторических школ». Ораторская карьера в Риме была почётной и прибыльной. Выдающиеся греческие и римские ораторы были также видными государственными деятелями. Одним из первых римских ораторов был государственный деятель Марк Катон Великий, живший в III-II веках до н.э. Катон, непримиримый враг Карфагена, каждое выступление в сенате заканчивал крылатой фразой: «Во всяком случае, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен». Сейчас это выражение используется в беспощадной борьбе с врагом или в борьбе с каким-либо препятствием. Позднее Тиберий и Кай Гракки, видные государственные деятели и сторонники аграрной реформы, также стали видными ораторами. Марк Антоний, римский политик и полководец, был также выдающимся римским оратором. Но самым известным оратором того времени был Марк Таллий Цицерон. Он писал, что есть два вида искусства, которые возводят человека на высшую ступень славы: искусство хорошего командования и искусство хорошего ораторского выступления. Это отражало взгляд Цицерона на ораторское искусство. Позже были великие ораторы и известные государственные деятели: Анахар (Анахарсис) - скифо-сакский философ VI века до н.э. Искусство ораторского искусства обычно относится к греческим и римским ораторам, когда речь идёт о старейших и самых известных ораторах мира. Однако даже в греческих источниках отмечается большая симпатия к скифо-тюркскому ораторскому искусству. В последнем тысячелетии в греческих источниках говорится о ценностях скифо-сакско-тюркского языка, а также о первоначальных теоретических представлениях, о лаконичности и беглости этого языка. Согласно И. Диогену, Скифосакский философ Анахар (Анахарсис), живший и писавший в VI веке до н.э., свободно говорил на родном языке и поражал философов своими речами. Он также знал эллинский язык. В греческих источниках упоминаются и теоретические взгляды Анахара на культуру речи и поведения, искусство ораторского выступления: «Хорошая и красивая мысль неплоха, когда она произнесена. Скифы считают ту речь плохой, когда та теряет своё содержание». Греки использовали пословицу «Он говорит, как скиф». Видимо, греческие философы признавали эту реальность,
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Карабчевский Н.П., Резник Г.М. Судебные речи в 2 частях. Часть 1. М.: Издательство Юрайт, 2020. - 439 с.
2. Канафина, М.А. Профессиональная речь юриста / М.А. Канафина // Наука и современность. – 2020. – № 36. – С. 155–156.
3. Лехтянская Л.В., Мовчан А.В. Формирование навыков ораторского искусства у студентов // Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 33-35.
4. Пантыкина, М.И. Теория и практика аргументации: учеб.-метод. пособие / М.И. Пантыкина. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. – 163 с.
Филиппова О.А. Обучение эмоциональному речевому воздействию. Москва: Флинта, 2020. - 426 с.