Фрагмент для ознакомления
2
Раскройте основные понятия по теме «Внимание». Дайте определение внимания, раскройте его значение, виды и свойства
Внимание является одним из ключевых понятий в психологии, играющих важную роль в процессах восприятия, познания и деятельности человека.
Согласно определению, предложенному Б.Ф. Ломовым, внимание представляет собой «направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других» [8, с. 178].
Определение подчеркивает, что внимание характеризуется избирательностью и концентрацией психических процессов на значимых объектах или событиях, что позволяет человеку эффективно взаимодействовать с окружающей средой.
Значение внимания в жизни человека трудно переоценить. Оно обеспечивает отбор и организацию информации, поступающей из внешнего мира и внутреннего опыта, что является необходимым условием для успешного осуществления любой деятельности [11, с. 45].
Без внимания невозможно сосредоточиться на решении поставленной задачи, запомнить важную информацию, понять смысл прочитанного или услышанного.
Более того, внимание играет ключевую роль в регуляции психических процессов, обеспечивая их направленность и организованность [6, с. 87].
В психологической науке выделяют несколько основных видов внимания, различающихся по ряду критериев.
По характеру протекания психической деятельности выделяют произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание [9, с. 123].
Произвольное внимание характеризуется сознательным, волевым усилием человека, направленным на сосредоточение на определенном объекте или действии.
Непроизвольное внимание возникает в ответ на сильные, неожиданные или значимые для человека раздражители, не требуя волевых усилий. Послепроизвольное внимание представляет собой промежуточный вид, когда человек сначала прилагает волевые усилия, а затем внимание становится устойчивым и не требует дополнительных усилий.
По характеру деятельности различают внимание перцептивное, мнемическое, интеллектуальное и двигательное [4, с. 67].
Перцептивное внимание связано с восприятием окружающей действительности, мнемическое – с запоминанием и воспроизведением информации, интеллектуальное – с мыслительными процессами, а двигательное – с организацией и контролем двигательных действий.
Важными свойствами внимания, определяющими его эффективность, являются объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключение [1, с. 89].
Объем внимания характеризует количество объектов, которые человек может одновременно удерживать в фокусе своего внимания. Устойчивость внимания отражает способность человека длительное время сохранять сосредоточенность на объекте.
Концентрация внимания проявляется в степени интенсивности и глубины сосредоточения на объекте. Распределение внимания позволяет человеку одновременно выполнять несколько действий или удерживать в фокусе внимания несколько объектов. Переключение внимания заключается в способности быстро перемещать фокус внимания с одного объекта на другой.
Таким образом, внимание представляет собой сложный психический процесс, играющий ключевую роль в регуляции познавательной деятельности человека.
2. Развитие внимания у детей от 0 до 3 лет
Развитие внимания у детей от 0 до 3 лет является важным аспектом их психического развития, поскольку оно лежит в основе формирования других познавательных процессов и обеспечивает успешность освоения ребенком окружающего мира.
Согласно исследованиям Л.С. Выготского, внимание ребенка в первые годы жизни носит преимущественно непроизвольный характер, что обусловлено незрелостью произвольной регуляции психических процессов [3, с. 256].
В первые месяцы жизни внимание младенца характеризуется ярко выраженной реакцией на сильные, неожиданные и значимые для него раздражители.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. – 247 с.
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336 с.
5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.
8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
10. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1977. – 272 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
12. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.