Фрагмент для ознакомления
1
Задания по теме 2.3 Планирование работы по развитию учащихся в системе дополнительного образования
Задание 1
При организации работы с детьми в системе дополнительного образования необходимо знать и учитывать возрастные особенности детей. Заполните таблицу «Методические рекомендации по работе детьми и молодежью в системе дополнительного образования: психолого-педагогический аспект».
Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Направления развития младших школьников в учреждении дополнительного образования Психологические особенности детей подросткового возраста. Направления развития подростков в системе дополнительного образования Психологические особенности старшеклассников. Направления развития старших школьников в системе дополнительного образования
Задание 2
Выберите любое направление в деятельности учреждения дополнительного образования (спортивное, творческое, патриотическое, спортивно-оздоровительное и т.д.). Применительно к данному направлению представьте одно задание для детей, в основе которого лежит исследовательская или проектная деятельность занимающихся, работа в команде и т.д.
Задания по теме 2.4 Планирование работы по воспитанию учащихся в системе дополнительного образования
Задание 3
В качестве направлений воспитательной работы педагога дополнительного образования выделяют индивидуальную работу с воспитанниками и работу по формированию детского коллектива, умений работать в команде.
Представьте анкету, незаконченные предложения (5-6 шт.), тест (диагностический инструментарий – по выбору) для выявления особенностей детского коллектива, психологического климата группы, умений работать в команде.
Задание 4
Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий:
1. определение актуальности темы мероприятия, понимание педагогической цели;
2. организация подготовки непосредственного воспитательного воздействия на обучающихся;
3. определение концепции, включая цель, задачи;
4. планирование этапов мероприятия;
5. результативность – анализ апробации данного мероприятия.
На основе данной схемы представьте конспект воспитательного мероприятия (темы – по выбору). Опишите возможные риски и ожидаемые результаты.
Задания по теме 3.1 Мониторинг детского развития
Задание 5
Проведите анализ условий эффективного проведения мониторинга. Дополните, скорректируйте представленные ниже условия с учетом специфики дополнительного образования, соблюдения правовых норм.
Условия эффективного проведения мониторинга:
1. использование системного подхода, обеспечивающего слаженную работу механизма по сбору, обработке, анализу и интерпретаций информации;
2. сочетание количественных и качественных методов измерения в мониторинге;
3. репрезентативная совокупность показателей мониторинга, учет различных, в том числе и косвенно влияющих на результаты обучения, факторов;
4. корректная интерпретация данных мониторинга с учетом различных влияний и связей между показателями;
5. репрезентативность выборочных совокупностей учащихся, принимающих участие в мониторинге;
6. привлечение к проведению мониторинга квалифицированных специалистов;
7. использование качественного инструментария и современного программного обеспечения для обработки и анализа данных мониторинга;
8. методическая и финансовая помощь со стороны органов управления образованием разного уровня.
Задание 6
Формы проведения аттестации детей по программе дополнительного образования могут быть самыми разнообразными (зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.д.). Главные требования при выборе формы аттестации:
1. она должна быть понятна детям;
2. отражать реальный уровень их подготовки;
3. не вызывать у них страха и чувства неуверенности;
4. не формировать у ребенка позицию неудачника, неспособного достичь успеха.
Раскройте содержание и специфику одного варианта проведения аттестации детей в системе дополнительного образования (по выбору) в условиях обновления целей, содержания, технологий дополнительного образования.
Задания по теме 3.2 Мониторинг образовательных достижений
Задание 7
Одной из современных форм оценивания достижений и компетентности, в том числе творческих успехов обучающегося, является формирование портфолио. Ведение портфолио развивает у обучающихся навыки рефлексивной деятельности (способность анализировать собственную деятельность, совершенствовать ее, проявлять инициативу для достижения успехов). Содержание и способы оформления портфолио могут быть самыми разнообразными.
Предложите структуру портфолио воспитанника дополнительного образования в условиях обновления его целей, содержания, технологий.
Задание 8
Методика «Педагогический дневник» может быть использована педагогами, работающими с группами индивидуального обучения (сольное пение, инструментальные классы и т.п.).
Педагогический дневник представляет собой документ, в котором педагог путем наблюдения и анализа отдельных характеристик обучающегося (например, уровень творческого развития, развитие интересов), изучает индивидуальную динамику развития данных качеств.
Предложите содержание дневника занимающегося в дополнительном образовании и его краткое описание.
Пример методики «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося» (для 12-16 лет) представлен ниже.
«Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося» (для 12-16 лет)
Самооценивание позволяет детям фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы.
Открытый показ результатов обучения по программе стимулирует детей к поиску новых вариантов работы, к творческой деятельности. Можно посоветовать ребенку самому вести учет своих учебных достижений. Для этого ему рекомендуется завести специальную тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять.
Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для формирования самооценки детей.
Тема, раздел Что мною сделано? Мои успехи и достижения Над чем мне надо еще поработать
Задание 9
Проведите анализ представленной анкеты «Образовательные потребности» для обучающихся 6-11 лет и ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Можно с помощью данной анкеты выяснить образовательные потребности воспитанника?
2. Какова цель данной анкеты?
3. Что в анкете можно исправить (добавить)?
Анкета «Образовательные потребности»
Варианты ответа Ответ
1. Я занимаюсь в кружке, потому что:
мне интересно то, чем мы занимаемся в кружке
хочу занять свое время после школы
занимаюсь в кружке за компанию с другом, друзьями
хочу узнать новое, интересное для себя
мне нравится педагог
хочу научиться что-то делать сам
мне нравится выполнять творческие задания, придумывать и создавать что-то новое
хочу узнать о том, что не изучают в школе
занятия здесь помогают мне становиться лучше
занятия в коллективе (кружке) помогают мне преодолеть трудности в учебе
мне нравится общаться с ребятами
мне нравится выступать на концертах, соревнованиях, участвовать в выставках
здесь замечают мои успехи
здесь меня любят
твой вариант
2. Благодаря занятиям в кружке я:
узнал много нового, интересного, полезного
стал лучше учиться
приобрел новых друзей
стал добрее и отзывчивее к людям
научился делать что-то новое самостоятельно
твой вариант
Укажи:
1. Фамилию, имя.
2. Сколько тебе лет.
3. В каком коллективе (кружке) ты занимаешься?
4. Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе (кружке)?______________
Задание 10
Проведите анализ представленной анкеты «Позиция родителей в образовательном процессе учреждения дополнительного образования». Какие дополнения, изменения можно внести в анкету?
Анкета «Позиция родителей в образовательном процессе учреждения дополнительного образования»
Уважаемые родители! Просим Вас выбрать один из предложенных ответов на данные вопросы, отметить его галочкой (подчеркнуть) или предложить свой вариант ответа.
1. Какую роль в жизни Вашего ребенка играют занятия в нашем учреждении?
• значительную
• второстепенную
• практически никакую
2. Ваш ребенок занимается в детском творческом объединении в учреждении дополнительного образования?
3. Какое место занимает в ваших повседневных взаимоотношениях, разговорах, обмене мнениями тема его занятий?
4. Вы принимаете активное участие в его занятиях?
• контролируете посещаемость
• интересуетесь успехами ребёнка
• морально поддерживаете ребенка
5. Вы:
• соблюдаете «позитивный нейтралитет»
• делами ребенка интересуетесь, но на занятия он ходит сам (вы не контролируете, пошел ли он на занятия или нет)
• с преподавателем встречаетесь редко
6. Вы:
• достаточно равнодушны к занятиям вашего ребенка творчеством
• посещаемость занятий не контролируете
• иной вариант
7. Дали ли бы вы согласие на участие ребенка в серьезном проекте (олимпиаде, экспедиции, творческой поездке, фестивале, выставке или конкурсе), если при этом требуются значительные для вашей семьи материальные вложения?
• да
• нет
• по ситуации
8. Требуется напряженный режим занятий в течение определенного времени, и это может привести к снижению активности в школьных занятиях и изменению привычного распорядка?
• да
• нет
• по ситуации
9. Мероприятие нарушает Ваши планы на выходные (праздничные или каникулярные) дни?
• да
• нет
• по ситуации
10. Участвуете ли Вы в жизни детского коллектива, в котором занимается Ваш ребенок?
10.1. Помогаете педагогу в организации и проведении коллективных мероприятий, решении проблем коллектива
• регулярно
• иногда
• практически никогда
10.2. Помогаете педагогу в материально-техническом оснащении образовательного процесса
• регулярно
• иногда
• практически никогда
10.3. Посещаете текущие мероприятия коллектива (концерты, праздники, родительские собрания, встречи с педагогом, консультации для родителей и т.д.)
• регулярно
• иногда
• практически никогда
Задания по теме 3.3 Мониторинг решения воспитательных задач в системе дополнительного образования
Задание 11
Демонстрационный экзамен является одной из форм актуализации образовательных результатов в системе дополнительного образования детей. Процедура проведения демонстрационного экзамена обеспечена следующими документами: регламент демонстрационного экзамена (по каждому направлению), оценочные листы, протоколы. Регламент включает стандартизированный комплекс позиций:
• введение (название и описание направления, область применения, время и возраст участников, форма и вид участия);
• требования к участникам (квалификация и объем работ), где определены умения и навыки, основные компетенции, которые должны продемонстрировать обучающиеся и содержание экзамена);
• этапы проведения экзамена;
• примерное экзаменационное задание;
• критерии оценки;
• отраслевые требования техники безопасности;
• материалы и оборудование.
Кратко опишите свое отношение к данной форме аттестации в системе дополнительного образования детей, ее воспитательное значение на современном этапе. Объем текста 0,5 стр.
Задание 12
Проведите анализ представленной методики «Цветик-семицветик» и трансформируйте ее эффективность в воспитательной работе с детьми, возможность использования ее результатов в дальнейшем проектирования новых направлений работы.
Цель: выявление направленности интересов детей.
Ход проведения.
Учеником изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем педагог предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер.
Таким образом, каждый ребенок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы. Желательно оговорить с детьми, что желания связаны с дополнительным образованием.
Задание 13
Изучите представленный портрет педагога дополнительного образования:
• имеет системные знания в области педагогики, психологии, методики, культурологии образования, предмета;
• является носителем ценностей профессиональной деятельности: самостоятельности, независимости, активности, эмпатийности, такта, воображения, интуиции, духовности, оптимизма;
• способен создавать индивидуализированные модели деятельности: органично сочетать формы, методы, приемы, средства педагогической деятельности;
• обеспечивает собственную культуросозидающую деятельность необходимым профессионально-педагогическим инструментарием.
Составьте собственный обобщенный портрет педагога дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов дополнительного образования.
Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Психологические особенности детей младшего школьного возраста Направления развития младших школьников в учреждении дополнительного образования Психологические особенности детей подросткового возраста Направления развития подростков в системе дополнительного образования Психологические особенности старшеклассников Направления развития старших школьников в системе дополнительного образования
Возрастные особенности Высокая пластичность психики и большая подвижность. Интенсивное развитие когнитивных функций, любознательность, стремление к подражанию. Малый объем внимания и быстрая утомляемость. Развитие эмоциональной и мотивационной сферы; формирование навыков самообслуживания, трудовой и учебной деятельности. Расширение кругозора через игровые и творческие занятия. Формирование личности, поиск идентичности, развитие критического мышления, высокий уровень эмоциональной нестабильности, потребность в принятии и самостоятельности. Поддержка автономии и самовыражения; развитие критического и творческого мышления; воспитание ответственности; организация групповой деятельности и тренингов на развитие социальных навыков. Интенсивное развитие абстрактного и логического мышления, интерес к самопознанию и самоопределению, рост потребности в независимости и самореализации, осознание жизненных целей и профессиональных интересов. Поддержка профессионального самоопределения и карьерного развития, углубленные учебные и проектные занятия по интересам, курсы по лидерству, организация волонтерских проектов и профориентации.
Задание 2
Направление: творческое (например, изобразительное искусство)
Задание для детей младшего школьного возраста: "Создание коллективного панно"
Описание задания:
o Цели: Развитие творческих способностей, командного взаимодействия и мелкой моторики.
o Этапы выполнения:
1. Учитель объясняет детям, что они будут совместно создавать большое панно по заданной тематике (например, "Времена года").
2. Ребенок выбирает ту часть темы, которая ему наиболее интересна (например, весна, лето, осень или зима).
3. Дети рисуют или создают свои фрагменты из подручных материалов (например, бумаги, тканей, природных материалов).
4. Во время работы дети обсуждают свои идеи, делятся материалами и помогают друг другу.
5. В финале все фрагменты объединяются в одно большое панно, которое выставляется на видном месте и обсуждается.
Задание для подростков: "Проект по созданию уличного граффити"
Описание задания:
o Цели: Развитие критического мышления, навыков проектной деятельности, командной работы и творческого самовыражения.
o Этапы выполнения:
1. На первом этапе проводится обсуждение идеи и концепции будущего граффити. Важно предложить тематику, которая волнует подростков (например, "Экология", "Мир без войны" и т.д.).
2. Делается предварительный эскиз проекта: распределяются роли в команде (стратеги, дизайнеры, художники).
3. Группа собирает необходимые материалы, ведет расчеты площади и бюджета проекта.
4. После утверждения эскиза и плана приступают к реализации: нанесение рисунков на специальной площадке (разрешенное место для уличного искусства).
5. В конце проекта проводится презентация работы, обсуждаются результаты, оценивается эффект и возможность продолжения инициативы.
Задание для старшеклассников: "Организация выставки авторских работ"
Описание задания:
o Цели: Развитие организационных и коммуникационных навыков, профессиональная и личностная самореализация.
o Этапы выполнения:
1. Старшеклассники проводят мозговой штурм на тему будущей выставки, утверждают концепцию и цель.
2. Создается рабочая группа, распределяются обязанности (куратор, ответственность за PR, выставочные дизайнеры, логисты и прочие).
3. Проводится поиск и распределение необходимых ресурсов (помещение, материалы для оформления и прочее).
4. В процессе подготовки организуются мастер-классы, приглашенные выступления, коучинг по презентационным навыкам.
5. В день открытия выставки проводится презентация, на которую приглашаются родители, учителя, местные СМИ.
6. По окончании выставки выполняется анализ проведенной работы, собираются отзывы, подводятся итоги и планируются будущие мероприятия.
Такой подход дает возможность учитывать возрастные особенности и развивать детей через разнообразные и интересные задания, способствующие их личностному и профессиональному росту.
Задание 3
Диагностический инструментарий
Анкета:
1. Я чувствую себя комфортно, когда работаю в группе, потому что…
2. Когда мы обсуждаем план действий, я обычно предлагаю…
3. Если у нас возникают разногласия в группе, я предпочитаю…
4. Мой самый яркий успех в команде был…
5. Мне легче всего работать с людьми, которые…
6. Когда мне не нравится идея моего товарища, я стараюсь…
Незаконченные предложения:
1. Лучшее качество в моих одноклассниках это…
2. Когда я чувствую поддержку от группы, я…
3. Мне нравится, когда учитель…
4. Когда я нахожусь в сложной ситуации, в группе я…
5. Для меня важнее всего в команде…
Тест:
1. Вопрос: Какую роль в команде вы предпочитаете?
1. а) Лидер
2. б) Идеи генератор
3. в) Исполнитель
4. г) Миротворец
2. Вопрос: как вы решаете конфликты в группе?
1. а) Обсуждаю конструктивно
2. б) Предлагаю компромисс
3. в) Избегаю конфронтаций
4. г) Оставляю на усмотрение группы
3. Вопрос: как вы оцениваете успехи группы?
1. а) По выполнению задачи
2. б) По отношению в группе
3. в) По моему личному вкладу
4. г) По мнению остальных участников
4. Вопрос: что помогает вам лучше работать в команде?
1. а) Четкие инструкции