Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие «зрительное восприятие», основные свойства зрительного восприятия. Характеристика зрительного восприятия детей с патологией зрения.
Зрительное восприятие - сложнейший многоступенчатый системный процесс, который реализует как рефлекторные, так и регуляторные функции в поведении человека. Акт зрительного восприятия предполагает обнаружение объектов, выделение и дифференциацию их характеристик (степень яркости, контраст света/темноты, цвет, контур, форма, размер, положение в пространстве, положение, некоторые детали объектов) [7, с. 27].
Основные свойства зрительного восприятия при нормальном зрении:
1. Избирательность восприятия – выделение определенных объектов и явлений; данное явление зависит от внимания, круга интересов, мотиваций, установок, эмоционально-волевой сферы.
2. Предметность восприятия – отнесение сведений, которые мы получаем из внешнего мира, к этому миру, т.е. так называемый акт объективизации. В этом случае важно учитывать особенности вырабатывания предметности восприятия у детей и значимость предметности в регуляции поведения.
3. Целостность восприятия – формируется на базе обобщения знаний об определенных свойствах и качествах предмета, которые человек получает в виде разнообразных ощущений: зависимость единства восприятия от процесса сенсорного развития ребенка. В этом случае нельзя забывать о связи целостности восприятия с механизмами памяти (сличение образа с эталоном), мышлением (операции анализа, синтеза).
4. Структурность, детальность восприятия – умение применять знания общих свойств объекта в процессе восприятия одного из них. Учитывается связь с целостностью восприятия, а также с взаимосвязанной работой анализаторов.
5. Апперцепция восприятия – процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления; связь восприятия с предшествующим опытом; воздействие накопленного зрительного опыта на процесс восприятия; зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от свойственных черт его личности.
6. Антиципация – предвосхищение, заблаговременно составленное представление о чем-либо. Уровни антиципации: субсенсорный (подсознательный); перцептивной (оперативная и долговременная память); представлений (панорамные образы, визуальные схемы); речемыслительный (обобщение, формирование гипотезы об объекте, событии).
7. Константность – сравнительная неизменность воспринимаемых характеристик объекта. В этом случае важна зависимость изменения облика объекта от многообразия условий их появления (удаленность от глаз; уровень освещенности; местоположение и т.д.).
8. Обобщенность восприятия предполагает взаимосвязь с мыслительными операциями (сравнение, обобщение, анализ, синтез). Предметность, целостность, структурность, апперцепция, антиципация, константность, обобщенность не являются изначальными свойствами, а проявляются в процессе создания зрительных образов в онтогенезе [7, 17].
Обратим внимание на зрительные возможности типологических групп воспитанников и обучающихся согласно общепринятой классификации детей с нарушениями зрения по остроте зрения. Зрительные возможности слепых с остаточным зрением можно рассмотреть в диапазоне от светоощущения до наличия форменного (предметного) остаточного зрения [7, с. 27].
Типологическая категория слепых с остаточным зрением предполагает следующие подгруппы:
• со светоощущением: разграничивают свет и тьму, острота зрения (vvisus) равна светоощущению (1/∞) с правильной (c-certa) проекцией, видит свет и корректно определяет его направленность, при неправильной (incerta) проекцией (p-proectio) света (l-lucis от lux) не могут верно определить направление света;
• со светоощущением и цветоощущением отличают свет от тьмы, а также разграничивают цвета;
• с абсолютной остротой зрения от 0,005 до 0,009, в комфортных условиях видят движение руки перед лицом, могут различать цвета, контуры и силуэты предметов на близком расстоянии;
• с форменным (предметным) остаточным зрением, абсолютная острота зрения от 0,01 до 0,04 (от 1% до 4%).
Зрительные способности характеризуются различными проявлениями зрительной дисфункции, неустойчивостью и нестабильностью параметров, повышенной зрительной утомляемостью. Характерными зрительными способностями являются тактильные и слуховые, в то время как зрение - подсобное средство познания и помощь в реализации практических действий с предметами в различных видах деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – 1988.
2. Григорьева, Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.П. Григорьева, СВ. Сташевский. — М., 1990.
3. Грищенко, Т.А. Педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Грищенко Татьяна Анатольевна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2009. - 23 с.
4. Дружинина Л. А. и др. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки для дошкольников с нарушением зрения. – 2007.
5. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников c нарушениями зрения: методические рекомендации / [Дружинина Л. А. и др.]. - Челябинск: Изд-во Марины Волковой: АЛИМ, 2007. - 119 с.
6. Крылова, Н.А. Специальные приемы и методы обучения русскому языку слабовидящих детей : Учеб.-метод. пособие / Н. А. Крылова; Всерос. о-во слепых. - Москва : ВОС, 1990. – 66 с
7. Малева З. П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – №. 1. – С. 27-33.
8. Мишин М. А., Тюбекина З. Н. Зрительная гимнастика в условиях специализированного детского сада, как часть коррекционной работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) //Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк.: ежегод. науч.-метод. журн. – 2000. – №. 1. – С. 44.
9. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения– журнал «Дефектология» №2, 2001, стр. 84-88
10. Фильчикова, Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста: диагностика и коррекция: для педагогов и психологов, врачей и родителей / Л. 70 И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей; Ин-т коррекц. педагогики РАО. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2004. – 190 с.