Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В 1985 году в школе появился предмет «Основы информатики и вычислительной техники».
Изучением методики преподавания информатики занимались следующие ученые: Бочкин А.И.,
Семакин И.Г., Лапчик М.П., Малев В.В. и др. В конце 60-х – начале 70-х гг. XX века французские
ученые ввели термин «informatique» (информатика), образованный как производное от двух
французских слов – «informatione» (информация) и «avtomatique» (автоматика).
А.П. Ершов утверждал, что этот термин вводится в русский язык «...как название фундаментальной
естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации.
1. Информатика как наука и практика: история становления и развития
Информатика является неотъемлемой частью современной жизни. В связи с этим в обществе все
более часто встают вопросы по поводу ее становления и развития. Свидетельством этого являются
научные публикации по данной проблематике. Среди них можно назвать статьи таких авторов, как
Н. Г. Загоруйко [1], К. К. Колин [3],И. А. Крайнева [3], и др. Информатика – наука, занимающаяся
изучением законов и методов накопления, передачи и обработки информации.
С развитием человеческого общества происходило и развитие способов работы с информацией.
Рассматривая эволюцию методов накопления, передачи и обработки информации, можно
выделить основные этапы их развития. На ранней стадии человеческого развития информацией
3
обменивались при помощи речи. Ее появление соотносят с появлением первых орудий труда.
Речь стала способом передачи и сохранения полученных людьми знаний. Носителем информации
и инструментом ее обработки являлся мозг человека. Изобретение письменности дало
человечеству более совершенный и более надежный способ сохранения и передачи информации.
Первым носителем для хранения записанной информации стал камень, а информация эта
представляла собой изображения в виде наскальных рисунков. Для эпохи письменности был
характерен переход ко все более совершенным носителям. Переход от записей на камне к
записям на глиняных и деревянных дощечках позволил обеспечить переход к информационным
коммуникациям, поскольку появилась возможность передавать информацию на носителях.
Благодаря этому в крупных государствах той эпохи возникла хорошо налаженная почтовая связь.
Использование папируса значительно повысило емкость носителей. Появляются библиотеки,
ставшие центрами сосредоточения информационных носителей. В эпоху письменности появились
первы явление письменности положило начало развитию информационных технологий. Этот этап
носит название добумажной информатики.
С началом производства бумаги в Европе в X веке принято связывать начало эры бумажной
информатики. Расширение торговли и ремесел приводит к появлению почтовых коммуникаций,
использование бумажного носителя для которых оказалось очень удобным, благодаря чему
значительно расширилась информационная деятельность. В этот период появляются первые
университеты, которые играют роль центров хранения и передачи информации. С изобретением в
XV веке Иоганном Гуттенбергом печатного станка, появилась возможность тиражировать
информацию на бумажном носителе.
Этот период называют этапом книгопечатания. Массово тиражируемая информация оказала
значительное влияние на разработку новых устройств и технологий, что послужило толчком к
промышленной революции XVIIIвека. Появляются журналы, газеты, энциклопедии,
географические карты. Книгопечатание позволило систематизировать знания по отраслям, дало
импульс развитию науки. Знания стало возможно быстро тиражировать, они стали доступны
множеству людей, вне зависимости от географической или временной удаленности их друг от
друга. Можно сказать, что печатный станок повысил пропускную способность канала обмена
знаниями. К XVIIвеку относят появление механических средств обработки числовой информации.
Вычисления осуществлялись с помощью механических перемещений их ключевых деталей, узлов
– валиков, зубчатых колес и т.п. В XVIIвеке Блез Паскаль разработал суммирующую машину,
которая могла выполнять операции сложения и вычитания. Вслед за ним Готфрид Лейбниц создал
арифмометр, который мог выполнять все четыре арифметические операции.
2. Становление и развитие информатики как учебной дисциплины
В своей работе я пыталась отразить, что основы информатики и вычислительной техники - самая
молодая из школьных предметов. Её место в школьном образовании, образовательные
стандарты, методические приёмы, учебная литература – всё это появлялось на наших глазах.
Информатика развивается и изменяется до сих пор быстрее других школьных дисциплин. За
двадцать два года работы учителем информатики я стал свидетелем развития её от
«безмашинного» варианта к освоению компьютерных технологий. А оснащение школ
компьютерной техникой – это яркий пример развития современной науки. С самого начала
4
организации сельской гимназии #9 в п.Осакаровка (1992-93 учебный год) руководство гимназии
уделяло очень большое внимание уровню преподавания нового учебного предмета.
Сегодня компьютер в школе – обыденная вещь. Тридцать лет назад вычислительная техника была
в новинку, а компьютеры выглядели иначе, нежели чем сегодня. Однако в СССР активно
развивалось информатика, нередко этот предмет преподавался без помощи компьютеров.
Заключение
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как
на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и
способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе
информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для
формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и
личностных результатов.
На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт
формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть
современными образовательными результатами. В содержании курса информатики основной
школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики,
формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в
полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Акулов О.А., Медведев Н.В. Информатика. Базовый курс.: Учебник для вузов 7 изд. // М.:
Омега-Л, 2012 – 574.
2. Гейман Л.М. Этапы развития информатики. // Микропроцессорные системы и средства,
N3, 1989.
3. Герасименко В.А. Основы информатики (в 2-х частях). //МГИАН, 1991, Деп. в ВИНИТИ,
N3718-B-91.
4. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М., Наука, 1993.
5. Дубровский Е.Н., Соколова И.В. Основы социальной информатики (конспект лекции). - М.,
МГСУ, 1996.
6. Казиев В.М. Математика и информатика (в 3-х частях). - Нальчик, «Полиграфсервис и Т»,
2001.
5
7. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества //
Социальная информатика - 94, М., 1994.
8. Метелица Н.Т., Орлова Е.В. Информатика: Учебное пособие [Электронный ресурс] //
Краснодар: Южный институт менеджмента, 2012.
9. Михеева Е.В. Информатика: учебник // М: Академия, 2013.
10. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., Наука, 1991.
11. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций. - С.-Пб., 1995.
12. Соколова И.В. Проблемы становления информатики как учебной дисциплины //
Социальная информатика - 95, М., 1995.
13. Страссман П. Информация в век электроники. Проблемы управления. М., Экономика, 1987.
14. Цветкова А.В. Информатика и информационные технологии: учебник [Электронный
ресурс] // Саратов: Научная книга, 2012.