Фрагмент для ознакомления
2
1. Процедура образования палат парламента и их обновление
Согласно конституциям Франции 1958 г. (ст. 24) и Бельгии 1994 г. (ст. 36) их парламенты состоят из двух палат. Нижние палаты избираются прямыми выборами и тайным голосованием граждан, хотя используются разные избирательные системы: во Франции выборы в Национальное собрание, включающее 577 депутатов (ст. 24), проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства; в Бельгии выборы в Палату представителей, состоящую из 150 депутатов (ст. 63), осуществляются по пропорциональной избирательной системе с применением метода Д’Ондта, при этом в отличие от Франции здесь голосование обязательное (ст. 62).
По-разному формируются и верхние палаты парламента этих стран, имеющие одинаковое название – «Сенат». Во Франции верхняя палата состоит из 348 сенаторов, избирается по смешанной избирательной системе и обновляется наполовину через три года путем косвенного голосования; в Бельгии состав Сената отражает особенности федеративного устройства государства, созданного на основе этнолингвистического принципа: из 71 сенатора – 41 нидерландскоязычный, 29 – франкоязычных, 1 – немецкоязычный (ст. 67 Конституции).
Что касается структуры палат парламентов, то порядок занятия в них постов должностными лицами, способов формирования органов палат, их состава и т. д., то в обеих странах они имеют и общие черты, и особенности, что частично отражено в конституциях и подробно регулируется регламентами палат. Следует отметить, что в палатах парламентов и Франции, и Бельгии обычно образуются структуры, мало чем отличающиеся друг от друга.
Нормы регламентов палат парламента не должны противоречить конституциям и законодательству, регулирующему организацию и деятельность палат. Так, во Франции «до 1958 г. парламентская традиция требовала, чтобы палаты парламента сами разрабатывали регламенты, устанавливавшие правила их деятельности. С установлением Пятой республики палаты потеряли полную самостоятельность в установлении правил своего функционирования. С 1958 г. нормы этих актов должны в точности следовать довольно многочисленным и строгим правилам Конституции 1958 г.» .
Основными актами, определяющими организацию и деятельность палат парламентов, во Франции являются Регламент Национального собрания, Генеральная инструкция Бюро Национального собрания, разъясняющая и конкретизирующая положения Регламента, Регламент Сената, Генеральная инструкция Бюро Сената; в Бельгии – Регламент Палаты представителей и Регламент Сената.
Структура палат включает в себя, с одной стороны, юридических лиц, а с другой – физических, среди которых важнейшее место занимают председатели палат.
Согласно ст. 33 Конституции Франции председатель Национального собрания избирается на срок легислатуры. Он избирается на первом заседании легислатуры, которое открывает и на котором председательствует старейший депутат вновь сформированного Национального собрания. Согласно Регламенту председатель избирается тайным голосованием на трибуне абсолютным большинством голосов депутатов. Если при выдвижении нескольких претендентов на пост председателя в двух первых турах голосования никто из кандидатов не получит абсолютное большинство голосов членов палаты, то проводится третий тур, в котором для избрания достаточно относительного большинства, а в случае равенства голосов членов палаты избранным считается старший по возрасту. Аналогичный порядок предусмотрен для замещения поста председателя в Сенате Франции.
Необходимо отметить особенность правового положения председателя Сената. Согласно ст. 7 Конституции Франции в случае вакантного поста Президента Республики его функции, за исключением предусмотренных ст. 11 и 12, временно осуществляются председателем Сената. В этой ситуации Бюро верхней палаты должно назначить одного из вице-председателей для временного его замещения (п. 3 ст. 3 Регламента). В период Пятой Республики такое замещение имело место дважды: в 1969 г. и в 1974 г., причем одним и тем же лицом – А. Поэром.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. М.: Норма, 2009. 1056 с.
2. Конституции зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Волтерс Клувер. 2009. 624 с.
3. Ловчикова Ю.В. Место common law и права справедливости в современной англосаксонской правовой системе // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2020. №. 3. С. 86-95.
4. Романов А.К. Правовая система Англии: Учебное пособие. М.: Дело. 2002. 344 с.
5. Яровая М.В., Дерябин Ф.Ю. Историко-правовые аспекты формирования неписаной части конституции Великобритании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2018. №. 1. С. 34-46.