Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Проанализировать задачи программы «От рождения до школы» (по ФГОС ДО) по формированию словаря у детей для каждой возрастной группы. 5
2. Изучив методическую литературу, раскройте этапы и виды работы по формированию словаря дошкольников 7
3. Разработать конспект занятия (НОД) для конкретной группы, позволяющего решить задачи формирования словаря детей 9
Заключение 13
Список использованных источников 14
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие словаря у дошкольников является одной из ключевых задач дошкольного образовательного учреждения (ДОО). Современное общество предъявляет высокие требования к уровню речевого развития детей, ведь полноценное владение языком является фундаментом для успешного общения, обучения и социальной адаптации. В условиях стремительного роста информации и технологических изменений способность эффективно выражать свои мысли и понимать других становится критически важной. Недостаточное развитие речевых навыков может привести к проблемам в школьном обучении, что делает работу воспитателя по развитию словаря у дошкольников особо значимой.
С каждым годом образовательные стандарты становятся всё более высокими, и необходимость раннего вмешательства в развитие речевых навыков детей является очевидной. В эпоху цифровых технологий и уменьшения живого общения (потому что дети больше времени проводят перед экранами), развитие устной речи становится важной задачей. Исследование современных методик и подходов позволяет выявить лучшие практики и распространить их среди воспитателей, что повышает общую эффективность образовательного процесса в ДОУ.
Исследованием вопросов развития речевой деятельности и словарного запаса у детей дошкольного возраста занимались и продолжают заниматься многие отечественные и зарубежные ученые. Среди них:
Л.С. Выготский - В своей теории культурно-исторического развития ребёнка уделял большое внимание развитию языка и речи, акцентируя внимание на значимость социального окружения и обучения.[3, c.34]
А.М. Леонтьев - Изучал вопросы развития речи в контексте общей психологии деятельности.[5, c.44]
Е.И. Тихеева - Её работы направлены на разработку методов и программ по развитию речи у дошкольников. [7, c.74]
Цель исследования: определить эффективные методы и подходы, применяемые воспитателями в ДОО для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста, и обосновать необходимость их применения в современных образовательных практиках.
Задачи:
1. Проанализировать задачи программы «От рождения до школы» (по ФГОС ДО) по формированию словаря у детей для каждой возрастной группы.
2. Изучить методическую литературу, раскройте этапы и виды работы по формированию словаря дошкольников.
3. Разработать конспект занятия (НОД) для конкретной группы, позволяющего решить задачи формирования словаря детей
Работа состоит из введения, 3 пунктов, заключения и списка использованных источников.
1. Проанализировать задачи программы «От рождения до школы» (по ФГОС ДО) по формированию словаря у детей для каждой возрастной группы.
Программа «От рождения до школы» (по ФГОС ДО) структурирована с учетом возрастных категорий и развития детей на каждом этапе. Важным аспектом программы является формирование словаря.
Младшая группа (2-3 года)
Основные задачи:
Расширение пассивного словаря: знакомство с названиями предметов, явлений, действий.
Стимулирование активного использования слов: просьба назвать знакомые предметы, действия.
Развитие понимания речи: выполнение простых инструкций, связанных с повседневной деятельностью.
Средняя группа (3-4 года)
Основные задачи:
Уточнение значений слов: более детальное объяснение значений знакомых слов.
Расширение словаря за счет прилагательных, наречий: знакомство с признаками предметов и действий.
Формирование связной речи: составление простых предложений, описания.
Старшая группа (4-5 лет)
Основные задачи:
Обобщение и расширение словаря: знакомство с более сложными понятиями, обобщающими словами (например, мебель, транспорт).
Активизация словаря: использование новых слов в активной речи.
Совершенствование грамматического строя речи: формирование навыков согласования слов в предложении.
Подготовительная к школе группа (5-6 лет)
Основные задачи:
Развитие словообразования: знакомство с производными словами, использование суффиксов и приставок.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических заведений/М.М. Алексеева, В.И.Яшина. -3-е изд. М.:Академия, 2000.-400 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада А.Г Арушанова. М.:Мозаика Синтез, 1999.-272 с.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005.
4. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования /Под ред.Н.Е. Веркасы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М.:Мозаика Синтез, 2019.-336 с.
5. Леонтьев, А.М. Общая психология: учебное пособие / А.М. Леонтьев. – М.: Наука, 1998.
6. Стародубова, Н.А. Средства развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /Н.А. Стародубова // Теоия и методика развития речи дошкольников: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - -3-е изд. М.:Академия, 2008. 256 с.
7. Тихеева, Е.И. Методика развития речи у детей дошкольного возраста / Е.И. Тихеева. – СПб.: КАРО, 2003.