Фрагмент для ознакомления
2
Исследователь А.М. Смолкин выдвигает такое определение активным методам обучения: активные методы – это такие отдельные способы активизации учебно-познавательной деятельности учеников, которые неизменно побуждают их к активной как мыслительной, так и практической деятельности в процессе овладения ими материалом, когда активен не только преподаватель, но активны также и обучающиеся [8, c. 30]. То есть можно заключить, что активные методы обучения – это обучение по средствам деятельности. В свою очередь, Л.С. Выготский сформулировал закон, в соответствии с которым, обучение за собой неизменно влечет развитие, потому как личность обучающегося развивается именно в процессе деятельности. Именно в процессе активной деятельности, направляемой педагогом, обучающиеся успешно овладевают всеми необходимыми им знаниями, умениями, навыками, а также у них развиваются еще и творческие способности [2, c. 141].
Активное обучение – это такая особая организация и ведение учебного процесса, которая ориентирована на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся путем весьма широкого, а также комплексного применения как педагогических (то есть дидактических), так и организационно-управленческих средств.
Наконец,, М.И. Махмутов полагает, что обучающийся в рамках активного обучения «демонстрирует самый путь научного познавания, заставляя обучающихся следить за диалектическим движением мысли к истине». При этом он не только формирует проблемные ситуации, но также ставит и затем решает проблемы, наглядно показывает, как выдвигались и сталкивались разного рода гипотезы [6, c. 58].
В свою очередь кооперироваться в рамках учебного процесса – это значит активно работать вместе, при этом объединяя свои усилия в целях решения общей задачи. Слово «кооперативное» (происходит от англ. cooperative – общий, сотрудничающий, а также взаимный) в себе содержит следующие понятия: взаимная ответственность, взаимная поддержка, взаимное обучение. В этом случае каждый своего рода «кооперирующийся» выполняют именно свою определенную часть работы. В дальнейшем обучающимся необходимо обменяться полученными знаниями. Сущность этого метода может звучать следующим образом: «Каждый своих учебных целей достигает только в том случае, если все другие члены группы достигают своих целей».
В принципе схема кооперативного обучения достаточно проста. При его применении после получения заданий и необходимых инструкций от педагога ученическая группа разделяется на несколько небольших подгрупп. Далее каждая малая группа или подгруппа работает самостоятельно над выданным ей заданием до тех пор, пока все без исключения ее члены разберутся в нем и успешным образом его выполнят. Итогом кооперативных усилий выступает общая польза, так как успех в выполнении заданий неизменно связан с характером самой деятельности каждого члена подгруппы. Имеет место также и социальное значение подобной модели обучения: в этом случае происходит акцентирование роли каждого обучающегося в выполнении общей задачи, осуществляется формирование группового сознания, возникает позитивная взаимозависимость, а также совершенствуются коммуникативные навыки [6].
Кооперативное обучение можно охарактеризовать как сердце проблемного обучения. Также оно тесным образом связано с коллаборативным обучением (то есть педагогикой сотрудничества), в рамках которого особое значение придается так называемой «естественности учения» (противопоставляемому в противоположность натренированному итогу высокоструктурированной учебной ситуации). В связи с этим имеется эффект совместности, то есть когда участники осуществляют работу вместе в неструктурированной группе и при этом создают собственную учебную ситуацию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула, 2002. 286 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: «Педагогика», 1991. 322 с.
3. Еще раз о корпоративном обучении на уроках математики / сост. Г.Ю. Супрун // Математика. Все для учителя. 2015. №5. С.2-6.
4. Ладиков С.А. Актуальность применения метода кооперативного обучения «пазл» в современной образовательной среде. – Текст: электронный // Архивариус. 2017. – URL: article\n\aktualnost-primeneniya-metoda-kooperativnogo-obucheniya-pazl-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-srede\viewer
5. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теори. М.: Педагогика, 1975. 258 с.
6. Муртазина Э.М. «Шведский стол» стратегий в рамках кооперативного обучения / Э.М. Муртазина, Н.Ш. Валеева, А.Р. Нурутдинова. – Текст: электронный // Вестн. Казанского технологического ун-та. 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shvedskiy-stol-strategiy-v-ramkah-kooperativnogo-obucheniya/viewer
7. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза. Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012. –58 с.
8. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкина. М., 1991. 230 с.