Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования различных форм государственной деятельности, среди которых важнейшей частью является правотворчество, обеспечивающее государственное руководство обществом.
Правотворчество – одна из важнейших задач государства. В ходе исторического развития происходило развитие и изменение социальных структур, что неизбежно сопровождалось усложнением отношений внутри общества.
Обычаи и традиции, долгое время определявшие жизнь общества, оказались неадекватными изменившимся условиям. Новая форма организации общества, которой стало государство, требовала регулирования общественных отношений с помощью правовых норм, обеспечиваемых принудительной силой государства.
Эта потребность привела к возникновению качественно нового вида деятельности - правотворчества.
Вместе с изменениями в общественных отношениях совершенствовались правовые нормы, возрастала роль правовых норм в регулировании общественной жизни, формировались представления о естественном и реальном праве и их соотношении.
Правотворчество особенно важно в демократических государствах, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью и где действует принцип верховенства закона.
Поэтому уровень и культура правообразования, качество принимаемых нормативно-правовых актов являются критерием уровня демократического развития.
С развитием правотворческого опыта совершенствуется юридическая техника (совокупность правил, методов и средств подготовки, оформления, издания и систематизации нормативных правовых актов и документов), нормативные правовые акты оцениваются с точки зрения их эффективности в правоприменительной практике.
Результаты правотворческой деятельности определяют уровень государства в целом, его демократичность, цивилизованность и культуру.
Исторически правотворчество осуществлялось различными субъектами, включая социальные группы, общественные органы, организации, государство, его органы и должностных лиц. С развитием и укреплением государства деятельность по созданию правовых норм все больше сосредотачивается в руках соответствующих государственных институтов и должностных лиц. Так, правотворчество в чаще всего понимается как деятельность государственных органов, целью которой является создание правовых норм.
Данную тему исследовали следующие авторы: Барбашова Н.В. , Горшечникова Е.В., Иванова Е.А. , Елистратова В.В. , Калинина И.А. , Морозов И.Г. , Рыбкина К.В. , Трофимов В.В., Самородов В.Ю. , Ярошевская А.М. .
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе правотворчества.
Предмет исследования составляют правовые нормы и общественные отношения, влияющие на правотворчество в Российской Федерации.
Цель исследования - изучить понятие и содержание правотворчества. Данная цель определила следующие задачи:
- определить понятие и сущность правотворчества;
- выявить подходы к содержанию правотворчества.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, системный подход и др.) и специальные (приемы толкования норм права, формально-догматический и др.) методы познания.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, конституции субъектов РФ, федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ, некоторые акты судебной власти России.
Структура работы предопределена указанными выше целями и задачами исследования.
1. Понятие и сущность правотворчества
Суть правотворчества заключается в формировании государственной воли в виде правовой нормы, т. е. общеобязательного правового положения.
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах и уставах.
Правотворчество заключается в принятии новых правовых норм, а также в отмене или совершенствовании старых норм путем внесения в них изменений и дополнений.
Правотворчество – это, прежде всего, деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене правовых норм.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т. п.) наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.
Правотворчество является составной частью более широкого процесса правотворчества, под которым понимается естественно-исторический правотворческий процесс, в ходе которого анализируются и оцениваются существующие правовые реалии, вырабатываются взгляды и концепции на будущее правового регулирования, разрабатываются и принимаются нормативные положения. Правотворчество – это завершающая стадия правообразования.
Правотворчество – это активная и творческая государственная деятельность; его основной продукт-правовые нормы, воплощенные главным образом в нормативных актах (и иных нормативных договорах, правовых обычаях и прецедентах);
это важнейший инструмент управления обществом; здесь формируется стратегия развития общества и принимаются важнейшие нормы поведения; качество принимаемых нормативных актов являются показателями цивилизованного общества.
Правотворчество характеризуется следующими принципами:
научность (поскольку в процессе создания нормативных актов важно изучать социально-экономические, политические и иные ситуации, объективные потребности общественного развития и т.д.);
профессионализм (такую деятельность должны осуществлять компетентные и подготовленные люди - юристы, менеджеры, экономисты и т.д.);
законность (эта деятельность должна осуществляться в рамках Конституции и других законов и подзаконных актов и должна осуществляться в их рамках и на их основе) и демократичности (что характеризует степень участия граждан в этом процессе, а также уровень реализма).
В итоге принципы правотворчества являются основными идеями, ориентирами и исходными положениями для деятельности, связанной с принятием, отменой и заменой правовых норм, и служат руководством для правотворческих органов.
Правотворчество – явление богатое по содержанию, сложная деятельность по выработке общих правил поведения. Оно характеризуется неоднородностью.
Конституция Российской Федерации предусматривает наличие у субъектов Федерации, прав вне пределов ведения Российской Федерации. В совместном ведении Федерации и ее субъектов находится осуществление правового регулирования Федерации и ее субъектов, включая принятие законов и иных нормативных актов.
Такое регулирование может осуществляться в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, служб, бюджетов, налогов и обязательств государств (на уровне субъектов Российской Федерации) и муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
Особенности правотворчества субъектов Российской Федерации заключаются в следующем:
стали расширены полномочия в сфере законотворчества, впервые регионы получили право принимать законы как акты высшей юридической силы. Это связано с общей тенденцией к децентрализации российского государства и укреплению подлинно федерального принципа;
все большее место в региональном законотворчестве начинают занимать договоры и соглашения между субъектами Федерации или между отдельными администрациями, регулирующие вопросы, возникающие в социально-экономической и культурной сферах;
правотворчество субъектов Российской Федерации отличается достаточно большой степенью своеобразия, отражающей их региональные особенности и статус (например, в республиках широко применяются кодифицированные законы и кодексы, а на Северном Кавказе особую роль играют этнические и религиозные обычаи). Субъекты Российской Федерации учитывают местные, региональные, национальные особенности в правовом регулировании и стремятся найти оптимальный путь развития и воплощения положений федерального законодательства;
правотворчество субъектов Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом и Федеральным законом. С другой стороны, на практике, в современной ситуации, более трети нормативных актов субъектов Федерации не соответствуют федеральному законодательству;
принятие нормативных актов многочисленными негосударственными структурами (в основном органами местного самоуправления) в рамках субъектов Российской Федерации.
Таким образом, правотворчество – весьма многообразная деятельность, и каждый вид имеет свою природу и социальное назначение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андриченко, Л. В. Концепции развития российского законодательства / Л.В. Андриченко, О.А. Акопян, В.И. Васильев. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 128 с.
2. Любимов, Н.А. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Конспект лекций / Н.А. Любимов. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), 2017. - 213 c.
3. Марченко, М. Н. Источники права: Учебное пособие / М.Н. Марченко. – 2-e изд., перераб. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 672 с.
4. Венгеров, А. Б. Теория государства и права/А. Б. Венгеров. -М.: Омега-Л, 2017. - 608 с.
5. Хабибулин, А. Г. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Хабибулина А. Г., Лазарева В. В., 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 512 с.
6. Арзамасов, Юрий Мониторинг в правотворчестве. Теория и методология: моногр. / Юрий Арзамасов. - Москва: Огни, 2019. - 727 c.
7. Любимов, Н.А. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Конспект лекций / Н.А. Любимов. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), 2017. - 213 c.
8. Ярославцев, В. Г. Нравственное правосудие и судейское правотворчество / В.Г. Ярославцев. - М.: Юстицинформ, 2017. - 728 c.
9. Хабибулин, А. Г. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Хабибулина А. Г., Лазарева В. В., 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 512 с.
10. Осипов, М.Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества: монография / М. Ю. Осипов. – М.: РИОР, 2017. – 219 с.
11. Рассказов, Л. П. Теория государства и права. Углубленный курс: Учебник/Рассказов Л. П. – М.: РИОР, ИЦ РИОР, 2019. – 560 с.
12. Елистратова В.В. Модернизация в сфере наднационального правотворчества и культура правотворчества // Правовая культура. 2021. № 2 (45). С. 116.
13. Горшечникова Е.В., Иванова Е.А. Частное правотворчество как вид правотворчества // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 51. С. 361-367.
14. Морозов И.Г. Правотворчество в органах исполнительной власти. Принципы правотворчества // Теория права и межгосударственных отношений. 2021. Т. 2. № 7 (19). С. 304-308.
15. Калинина И.А. К вопросу о комплексном подходе к исследованию культуры правотворчества // Правовая культура. 2021. № 2 (45). С. 122-123.
16. Ярошевская А.М. Судебное правотворчество в деятельности конституционного суда Российской Федерации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7 (73). № 3-1. С. 117-122.
17. Рыбкина К.В. Судебное правотворчество в России // Аллея науки. 2022. Т. 2. № 12 (75). С. 291-294.
18. Барбашова Н.В. Активизация правотворчества в донецкой народной республике в сфере административных правонарушений // Вестник Донецкого национального университета. Серия Е: Юридические науки. 2020. № 2. С. 10-16.
19. Трофимов В.В., Самородов В.Ю. Антикультурные проявления в правотворчестве как негативный аспект правовой жизни современногороссийского общества: проблема идентификации и минимизации // Правовая культура. 2021. № 3 (46). С. 13-22.
20. Ershov V.V. “Judicial lawmaking”: pro et contra // Justice. 2020. Т. 2. № 2. С. 7-28.
21. Ershov V.V. Legal understanding, law making and law implementation // Justice. 2021. Т. 3. № 1. С. 14-30.
22. Qazvinova E. Current issues of lawmaking // В сборнике: Актуальные вопросы отечественной теории и практики социального воспитания подрастающего поколения. Сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции. Глазов, 2024. С. 60-63.