Фрагмент для ознакомления
2
. Система налогового права. Понятие, предмет и метод налогового права
Исследуя специфику системы налогового права, стоит вспомнить о закономерностях построения любой системы права в зависимости от специализации правовых норм, систематизируемых на институты, подотрасли и отрасли. В таком случае система налогового права представлена Общей и Особенной частями, содержащими соответствующие институты, разделенные по предметно-функциональному назначению.
Так, нормы, определяющие институты Общей части, распространяют свое действие на всю специфику реализуемых налоговых правоотношений. Правовые нормы Общей части отражают систему налоговых сборов в РФ, инструменты их регулирования, группы налогоплательщиков, в обязанность которых вменяется уплата законно установленных налогов и сборов, основные принципы налогообложения и т.д.
В свою очередь положения Общей части конкретизируются и уточняются в структуре институтов Особенной части, нормы которой предметно отражают специфику уплаты федеральных, региональных и местных налогов, предполагаемых содержанием налогового законодательства, а также существующие специальные налоговые режимы.
На данном этапе развития науки и практики существуют споры, ведущиеся в отношении критериев, на основании которых выделение конкретных налогово-правовых институтов будет разумным и целесообразным. К примеру, Винницкий Д.В. предлагает ряд нижеследующих критериев, на основании которых возможно выделение элементов системы налогового права:
1. методы и формы воздействия на регулируемые правоотношения;
2. функциональное содержание совокупности норм в разрезе рассматриваемой системы налогового права;
3. система принципов, категорий, функций, составляющих общность идейного содержания;
4. предметная специализация и субъектно-объектная сторона налоговых правоотношений;
5. особенности взаимодействия с другими элементами как системы налогового права, так и иных отраслей права .
В целом сам Винницкий Д.В., говоря о месте налогового права в системе отраслей права РФ, полагает, что оно выступает нерасторжимым, юридически целостным образованием с высоким уровнем организации и системой детерминирующих его элементов, а именно институтов и их институциональных объединений .
Таким образом, как можно отметить, не существует едино принятого критерия, на основании которого нормы права, определяющие отрасль налогового права, будут систематизированы в институты, детерминируя, тем самым, положения Общей и Особенной частей.
Все подотрасли права традиционно отличает предмет правового регулирования. Предмет, в свою очередь, является рядом общественных отношений, регулируемых нормами права, которые в свою очередь характеризуются следующими признаками:
• стабильность и повторяемость, что дает законодателям возможность точно регистрировать юридические лица;
• способность внешнего юридического контроля;
• быть в правовом поле, что находится под юрисдикцией закона.
Следует заметить, что для правильного понимания предмета и метода правового регулирования налогового права, а это крайне необходимо, потому что предмет определяет понятие налогового права, необходимо учитывать ряд крайне важных обстоятельств, совокупность которых определяет его реальное место в российской правовой системе и формальной роли в финансовом праве. Чаще всего современное налоговое право понимается как «как совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие между отдельными субъектами в процессе создания, управления и сбора налогов».
В фискальной деятельности государства существуют отношения между частными и государственными предприятиями, которые находятся в конфликте с их социальным, политическим и правовым содержанием. Кроме того, это довольно специфическая сфера социальных отношений в обществе, данный факт обуславливается наличием экономического и одновременно правового содержания объектов налоговых правоотношений.
Тем не менее, не смотря на все вышеизложенное налоговые отношения, являются необходимыми для жизни государства и, так как являются основным источником дохода в бюджете страны и, следовательно, должны регулироваться законом. Если давать более четкую трактовку предмету налогового права, то он наиболее полным образом определен в ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой не только перечислены отношения, которые являются предметом налогового законодательства, но и обусловлена сфера применения налогового законодательства.
Вышеупомянутая статья предусматривает два критерия для определения предмета налогового права: метод правового регулирования и объект правовых последствий и группируется в зависимости:
• установление налогов и сборов;
• введение налогов и сборов;
• сбор налогов;
• возникающие в процессе обжалования действий налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
• возникающие в процессе привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Необходимо также обратить внимание на то, что большое количество ученых, областью исследования которых являются вопросы финансового права, разделяют позицию о добавлении налогового права в систему финансового права. Как правило, их мнения базируются на том, что в тот период, когда рыночные отношения, а также законодательное преимущество публичной собственности имело недостаточное развитие, налоговое право выступало лишь в качестве составной части правового института государственных доходов. Однако именно потребность в переходе к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности, а также, необходимость в формировании законодательной модели сочетания частных и публичных интересов, безусловно, послужили толчком для роста нормативно-правовых актов, обеспечивающих регулирование налоговых механизмов. Результатом этого, стало начало активного развития налогового права, характеризовавшегося по отношению к финансовому праву в качестве его подотрасли.
О вхождении налогового права в систему финансового права также подтверждает частичное сходство границ их предмета регулирования. Так, предмет финансового права – общественные отношения, формирующиеся в ходе образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. Предметом же налогового права выступают общественные отношения, ориентиром которых является накопление государственных (муниципальных) денежных фондов, в результате, считающиеся частью предмета финансового права.
Безусловно, налоговому праву отведено определенное место в системе финансового права, и оно также осуществляет взаимодействие с другими финансово-правовыми общностями. Стоит заметить, что тесная взаимосвязь у налогового права наблюдается с бюджетным правом, что свидетельствует о необходимости в их четком разграничении.
По сути, становление бюджетов различных уровней, а также государственных внебюджетных фондов исполняется в зависимости от норм налогового права, а также норм иных институтов финансового права, деятельность которых направлена на регулирование государственных доходов. Однако это не дает в полной мере говорить о включении в систему бюджетного права налогового права, ведь само присутствие налогового права лишь предназначено бюджетным правом, как институт доходов бюджетов всех уровней. Но как отношения, формирующиеся в ходе создания и взимания налогов, так и проведение налогового контроля, привлечение за нарушение налогового законодательства к юридической ответственности и т.д., относить к предмету бюджетного права не представляется возможным.
Исходя из этого, стоит полагать, что предмет налогового права лишь в некоторой степени соответствует границам бюджетно-правового регулирования, где в качестве разграничения может являться – определение времени реализации налоговой обязанности, дающей возможность для признания оконченным процесс уплаты налога. За рамками же налоговых конфискаций движение финансовых средств регламентируется бюджетным правом.
11. Кредитные организации (банки) как участники налоговых правоотношений
Банки не имеют законодательного закрепления статуса участника налоговых отношений и относятся к особой категории налогоплательщиков, на которую возлагаются многочисленные публично-правовые функции. Это приводит к возложению на банки несвойственных им функций, увеличению их издержек, перелагаемых на клиентов, а в конечном итоге - к чрезмерному вмешательству контрольно-надзорных органов через банковскую систему в предпринимательскую деятельность.
Банки напрямую не относятся к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, перечень которых является закрытым: организации и физические лица (налогоплательщики или плательщики сборов и страховых взносов), налоговые агенты, таможенные и налоговые органы (ст. 9 НК РФ). При этом согласно ст. 11 НК РФ банки (коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации) относятся к отдельной, особой категории налогоплательщиков.
Кроме того, действующее налоговое законодательство не относит