Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Влияние философской мысли Древней Греции очень велико. При этом сама философия содержит много разнообразных течений, школ и учений, идей и личностей философов.
Философские школы Древней Греции внесли неоценимый по значимости вклад в дальнейшее развитие мировой философской мысли.
В древнегреческой философии выделялись такие два типа философского мышления и миропонимания, как идеализм и материализм, был выявлен предмет философии, выделились самые важные области философского знания.
Целью данной работы является исследование античной философии древней Греции и Рима (VI век до н.э. - VI век н.э.), её поэтапного развития
Задачи работы:
1. Выделить и рассмотреть основные особенности античной философии и её натурфилософской традиции досократического периода (Милетская школа, Гераклит, элеаты, Пифагор).
2. Охарактеризовать онтологию, космологию, гносеологию и этику в классический период развития греческой философии (Сократ, Платон, Аристотель.).
3. Рассмотреть основные виды духовной культуры: мораль, искусство, науку.
1. Досократовская философия
Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась в итоге одной из первых попыток рационального понимания окружающей действительности.
В развитии философии древней Греции выделяют три основных периода:
I VII-V века до н.э. - досократовская философия
II V-IV века до н.э. - классический этап
Выдающиеся философы классического этапа: Сократ, Платон, Аристотель. В общественной жизни этот этап характеризуется как высший расцвет афинской демократии.
III IV-II века до н.э.- эллинистический этап.
(Упадок Греческих городов и установление господства Македонии)
Греческая культура VII - V вв. до н.э. представляет из себя культуру, где главная роль принадлежит рабскому труду, при этом в определенных отраслях, требовавших высокой квалификации изготовителе, как, например, художественное ремесло, широко применялся свободный труд .
1.1 Милетская школа
Религиозно- мифологическое объяснение происхождения и развития мира и окружающей действительности древних греков неуклонно вступало в конфликт с накоплявшимся опытом. Медленно, но уверенно делала первые шаги наука. Новые идеи возникли в наиболее экономически и социально развитой в тот период малоазийской Ионии.
Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская философия.
Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э.).
Основной философский вопрос: что есть все? Все есть вода, мир подобен океану, на поверхности которого плавает земля.
Вода, по мнению Фалеса, была первоосновой всего, она находилась в беспрерывном движении, превращения которой создают все вещи, в конечном счете снова превращающиеся в воду. Богам не было места в этом круговороте состояний вечной воды. Землю он изображал в виде плоского диска, плавающего на первооснове всего - воде. Философа считали также основателем древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о природе.
Продолжателем идей Фалеса и его философии стали Анаксимандр и Анаксимен.
Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли, что первичной материей является апейрон. Анаксимандр учил: "Начало и основа всего сущего - апейрон. Апейрон означает "беспредельный, безграничный, бесконечный". Из апейрона в процессе движения выделяются присущие ей противоположности - теплое и холодное, влажное и сухое. Анаксимен полагал, что первооснова всего - воздух, который порождает все многообразие вещей. Все возникает и возвращается в вечно сгущающийся и разряжающийся воздух, в том числе и все божества, которые подобно всем вещам, являются определенными состояниями воздуха.
1.2. Пифагорейский союз
Его основателем в Древней Греции был Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.) с о. Самос.
Основной философский вопрос: всё есть число?
Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не вещество, а форма определяет сущность вещей. Все можно сосчитать и, таким
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмус Ф.Античная философия/ Ф.Асмус. - М., 2009.- 145 с.
2. Гриненко Г. В. История философии/ Г.В. Гриненко. – М., 2014. – 245 с.
3. История философии в кратком изложении. / Пер. с чешского И. И. Богута. – М., 2015.- 189 с.
4. Крюков В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов/ В.В.Крюков. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. 126 с.
5. Кушнаренко С.П., Кушнаренко Я.В.Античная философия: Учеб. пособие/ С.П. Кушнаренко, Я.В. Кушнаренко. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. 201 с.
6. Нерсесянц В. С. Сократ/ А.С. Нерсесянц. - М., 1984. 189 с.
7. Радугин А. А. Философия: курс лекций/ А.А. Радугин. - М., 2009.174 с.
8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник/ А.Г. Спиркин.– М.: Гардарики, 2010. 204 с.
9. Фролов И.Т.Введение в философию/ И.Т.Фролов. - М., 2009. 194 с.
10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии/ А.Н. Чанышев. - М., 2011. 219 с.