Фрагмент для ознакомления
2
Задание №1
Задание 1. Определите возможность заимствования пенитенциарной психологией знаний психодинамической теории личности З. Фрейда.
Ответ.
Поиск компромисса между этическими, социально-политическими, с одной стороны, и научными основами изучения личности преступника представляет фактически нерешаемую проблему, так как, с одной стороны, доктрина уголовного права, выступая в качестве своеобразного социального государственного заказа, требует только таких результатов исследований, которые ей бы не противоречили. С другой же стороны, положения доктрины уголовного права, являясь конструкцией искусственной, нередко противоречат научным выводам, полученным в результате исследований психологической составляющей феномена преступления. К сожалению, данная задача в отечественной юридической психологии фактически никак не решается.
Существует специфика в использовании отдельных психологических методов при решении задач криминальной психологии. Так, в целом юридическая психология заимствует методы исследования у психологии общей ввиду достаточной схожести предмета исследования. Иная картина в криминальной психологии. Ситуация противостояния исследователя и исследуемого делает малоэффективным использование большинства известных методов.
Отношения, которые рассматриваются в криминальной психологии, преимущественно конфронтационные, поэтому использование традиционных методов возможно только в случае оптимизации их для целей криминальной психологии. Рассмотрим эффективность использования конкретных методов в криминальной психологии.
Особенностью исследования личности преступника фактически всегда является ее ретроспективность (исследование личности преступника в обстановке, не включающей преступную составляющую). Если мы детерминируем преступное поведение как результат воздействия среды на личностно значимые компоненты психики, то исследование этих компонентов вне влияния среды всегда будет содержать коэффициент погрешности.
1.Разработка мер и приёмов компромисса между этическими, социально-политическими, с одной стороны, и научными основами изучения личности отбывающего уголовное наказание лица.
Для разработки мер и приёмов компромисса между этическими, социально-политическими и научными основами изучения личности отбывающего уголовное наказание лица можно предложить следующие подходы:
Индивидуальный подход к воспитательной работе. Она должна проводиться с учётом особенностей личности каждого осужденного и быть ориентирована на успешную его адаптацию к жизни на свободе. Для этого необходимо изучать индивидуальные особенности и социально-психологическую направленность личности, выбирать и использовать средства психолого-педагогического воздействия.
Целенаправленный отбор информации. Специально отбираемые сведения, которые поступают к осуждённым, должны способствовать восполнению их социального опыта, получению и переработке новых знаний. 1
Дифференцированный подход к организации воспитательной работы. Её следует проводить с учётом вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, назначенного наказания, характера и степени общественной опасности совершённого преступления, личности осужденных, их возраста и поведения. 5
Также важно учитывать, что положения доктрины уголовного права, выступая в качестве социального государственного заказа, требуют таких результатов исследований, которые бы ей не противоречили.
2.Разработка мер и приёмов компромисса между этическими, социально-политическими, с одной стороны, и научными основами изучения личности лица, отбывшего уголовное наказание.
Разработка мер и приёмов компромисса между этическими, социально-политическими и научными основами изучения личности лица, отбывшего уголовное наказание, является одной из задач судебной психологии.
Некоторые аспекты, которые могут быть включены в такую разработку:
Мониторинг и внедрение в практику исследований достижений, полученных другими науками о человеке.
Разработка методик корректировки последствий профессиональной деформации лица, отбывшего уголовное наказание.
Интеграция психологического знания о личности в иные правовые науки для предотвращения логических несуразиц.
Выработка общих и поиск типовых моделей познания в процессе изучения личности лица, отбывшего уголовное наказание.
Синтетическое и аналитическое исследование психологического фактора в структуре личности лица, отбывшего уголовное наказание.
Разработка эффективных техник познания в условиях давления извне, информационного шума и дефицитарности информации.
Цели компромисса должны быть ясными, политически оправданными и обоснованными, не противоречить принципам уголовного права, правам и законным интересам личности, а также интересам общества.
3.Мониторинг и внедрение в практику исследований пенологической психологии достижений, полученных другими науками о человеке.
Мониторинг и внедрение в практику исследований педагогической психологии достижений, полученных другими науками о человеке, включают следующие этапы:
Ознакомление потребителей с выводами и рекомендациями исследования. Необходимо сформировать положительное отношение и интерес к ним.
Практическое обучение преподавателей умению использовать новые идеи, правила, методы и приёмы в практике воспитания и обучения. Для этого используются показные, пробные, открытые занятия, воспитательные мероприятия.
Предъявление требований к руководителям образовательного процесса активно внедрять результаты исследования в образовательный процесс и контроль за выполнением этих требований.
Расширению и лучшему пониманию предмета педагогической психологии и областей её актуализации в образовательном процессе способствуют современные теоретические и эмпирические данные таких антропоцентрических наук, как философия, социология, культурология, культурная, социальная и педагогическая антропология, анатомия и физиология человека, этнология, этика, эстетика, религиоведение, история Отечества и зарубежных стран, психолингвистика.
Для внедрения результатов исследования в практику можно использовать педагогический эксперимент — преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количественное измерение результатов изменения процесса.
4.Разработка методик корректировки установок преступного сообщества их целесообразности и эффективности.
Корректировка установок преступного сообщества, оценка их целесообразности и эффективности — задача криминальной психологии.
Некоторые аспекты, которые могут быть учтены при разработке методик корректировки:
Психологические аспекты преступного поведения. Необходимо исследовать психологические аспекты преступного поведения людей и разработать меры психологического воздействия на них.
Последствия преступных действий. Нужно проанализировать последствия преступного события для личности, совершившей преступление, жертвы, общества в целом.
Добровольность прекращения участия в криминальном объединении. Если лицо добровольно прекращает участие в сообществе, выходит из состава руководства, способствует раскрытию преступлений, оно освобождается от уголовной ответственности.
Также для повышения эффективности правоприменительной практики предлагается, например, внести изменения в Уголовный кодекс РФ, установив правовую конструкцию преступного сообщества в форме объединения организованных двух или более групп, действующих под единым руководством.
5.Интеграция психологического знания о личности отбывающего уголовное наказание лица в иные правовые науки.
Интеграция психологического знания о личности отбывающего уголовное наказание лица в иные правовые науки осуществляется, например, в следующих направлениях:
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников и литературы:
1.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.10.2024) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921
2.Романов, В. В. Юридическая психология : учебное пособие для вузов / В. В. Романов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 170 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9806-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449807 (дата обращения: 05.10.2024).
3.Романов, В. В. Юридическая психология : учебник для вузов / В. В. Романов, Л. Н. Котлярова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 478 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06086-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510523 (дата обращения: 05.10.2024).
4.Собольников, В. В. Юридическая психология : учебник для бакалавриата и специалитета / В. В. Собольников. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 331 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09292-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427579 (дата обращения: 05.10.2024).
5.Соколовская, Н. С. Уголовный процесс. Общая часть : учеб. пособие / Н. С. Соколовская, М. Е. Нехороших. - Томск : ФДО, ТУСУР, 2023. - 203 с.
6.Соколовская, Н. С. Уголовный процесс. Особенная часть : учеб. пособие / Н. С. Соколовская, М. Е. Нехороших. - Томск : ФДО, ТУСУР, 2023. - 301 с.
7.Сорокотягин, И. Н. Юридическая психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Н. Сорокотягин, Д. А. Сорокотягина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 360 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01316-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434025 (дата обращения: 05.10.2024).
8.Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста. М., 2000
9.Ушатиков А.И., Ковалев О.Г. Криминальная психология. М., 2007
10.Хоменко А.Н. Личность преступника как элемент криминалистической характеристики преступлений. Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2000
11.Христенко Е.П. Психология поведения жертвы. Ростов-на-Дону, 2004