Фрагмент для ознакомления
1
Практическое задание 1
Тема 1. Теоретические основы психодиагностики как науки
Задание
Составить таблицу, содержащую информацию об основных ученых и исследователях, и их вкладах, способствовавших формированию и становлению психодиагностики как науки.
Практическое задание 2
Тема 2. Психометрические основы психодиагностики
Задание. Ознакомиться с основными психометрическими требованиями к психодиагностическим методикам. Выделить их виды и способы проверки методики на соответствие психометрическими требованиям. Заполнить таблицу.
Практическое задание 3
Тема 3. Классификация психодиагностических методик
Задание
На основе анализа литературы составьте развёрнутый конспект, содержащий все существующие классификации психодиагностических методик. Проанализируйте их достоинства и недостатки. В завершении конспекта напишите свой выбор и его обоснование в отношении наиболее научно и практически обоснованной классификации психодиагностических методик.
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления
2
Задание
Составить таблицу, содержащую информацию об основных ученых и исследователях, и их вкладах, способствовавших формированию и становлению психодиагностики как науки.
Таблица 1 – Вклад ведущих ученых и исследователей в становление психодиагностики как науки
Ученый, исследователь Научный вклад в становление психодиагностики
Френсис Гальтон Основоположник психометрии, один из первых начал использовать количественные методы для оценки индивидуальных различий. Разработал методы корреляции и регрессионного анализа, заложив основы для использования статистики в психодиагностике.
Чарльз Спирмен Ввёл концепцию общего фактора интеллекта (g-фактор), который использовался в психометрических тестах. Разработал факторный анализ, который стал важным инструментом для разработки психодиагностических тестов.
Альфред Бине Разработал первый успешный тест интеллекта (шкала Бине-Симона), который был использован для диагностики интеллектуальных способностей у детей. Его работы заложили основы для разработки современных IQ-тестов.
Льюис Термен Модифицировал тест Бине-Симона, создав тест Стэнфорд-Бине, который стал одним из наиболее широко используемых тестов для измерения IQ. Термен также ввёл концепцию "коэффициента интеллекта" (IQ).
Роршах Герман Разработал тест Роршаха (тест чернильных пятен), который стал одним из самых известных проективных методов для диагностики личности и скрытых психологических состояний.
Дэвид Векслер Разработал серию тестов для измерения интеллекта (шкалы Векслера), которые стали основой для современных диагностических инструментов для измерения когнитивных способностей у разных возрастных групп.
Рэймонд Кэттелл Разработал модель черт личности (16-факторная модель личности), а также внёс значительный вклад в развитие теории факторного анализа.
К. Пирсон Разработал коэффициент корреляции Пирсона, что открыло тенденцию использования количественных методов при обработке результатов психодиагностического обследования.
Юлиус Штрюмпель Внёс значительный вклад в развитие методологии клинической психодиагностики, изучая психологические аспекты психических и нервных расстройств.
Практическое задание 2
Тема 2. Психометрические основы психодиагностики
Задание. Ознакомиться с основными психометрическими требованиями к психодиагностическим методикам. Выделить их виды и способы проверки методики на соответствие психометрическими требованиям. Заполнить таблицу.
Таблица 2 – Психометрические требования к психодиагностическим методикам и способы их проверки"
Психометрическое требование Виды и способы проверки методики на соответствие
Надежность Виды: внутреннее согласие, тест-ретест, эквивалентные формы.
Способы проверки: корреляционный анализ результатов при повторных измерениях (тест-ретест), коэффициент Кронбаха для внутреннего согласия.
Валидность Виды: содержательная, критериальная, конструктная. Способы проверки: экспертная оценка (содержательная валидность), сопоставление с внешними критериями (критериальная валидность), факторный анализ (конструктная валидность).
Чувствительность Виды: абсолютная, относительная.
Способы проверки: анализ распределения баллов, выявление дифференцирующей способности методики на разных уровнях измеряемого свойства.
Объективность Виды: объективность интерпретации, объективность проведения.
Способы проверки: стандартизация процедур проведения и оценки результатов, использование независимых экспертов для анализа ответов.
Нормированность Виды: возрастные, половые, культурные нормы.
Способы проверки: проведение исследования на репрезентативной выборке, установление нормативных значений для различных групп.
Экономичность Виды: временная, ресурсная.
Способы проверки: оценка времени, необходимого для прохождения теста, и затрат на проведение диагностики (например, материалов, оборудования).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кудинов С. И. Психодиагностика личности: учеб. пособие / С. И. Кудинов, С. С. Кудинов; ТГУ; Гуманит.-пед. ин-т ; каф. "Теоретическая и прикладная психология". - ТГУ. - Тольятти: ТГУ, 2012. - 269 с.
2. Психодиагностика: практикум для специальности 030301 "Психология" и бакалавров по направлению 030300 "Психология" / С. И. Кудинов, И. В. Кулагина; ТГУ; Гуманит. ин-т ; каф. "Теорет. и прикладная психология". - ТГУ. - Тольятти: ТГУ, 2009. - 242 с.
3. Опевалова Е.В. Психодиагностика [Электронный ресурс]: практикум / Е.В. Опевалова. — Электрон. текстовые данные. — Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2009. — 232 c. — 2227-8397. – ЭБС«IPRbooks» (стр. 59-116)
4. Кудинов С. И. Психодиагностика личности: учеб. пособие / С. И. Кудинов, С. С. Кудинов; ТГУ; Гуманит.-пед. ин-т ; каф. "Теоретическая и прикладная психология". - ТГУ. - Тольятти: ТГУ, 2012. - 269 с.