Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Анализ и прогнозирование тенденций социально-экономического развития региона составляет первооснову информационного обеспечения адекватных управленческих решений. А качество и достоверность подобных прогнозов, безусловно, зависит от их методического обеспечения. Проблема, о которой идет речь, не нова. Но в нынешнее время она особенно актуальна. Ведь единых общепризнанных отечественных методик, утвержденных в формате нормативно-правовых актов, до сих пор не существует.
Разработке современных методов анализа и прогнозирования социально-экономического развития региона посвящены труды множества отечественных и зарубежных ученых, в числе которых следует особенно отметить А. Гранберга, В. Василенко, Р. Нижегородцева, Е. Пискун, В. Кудревич, В. Лексина, О. Дмитриеву.
Развитие всегда обусловлено количественным увеличением определенных параметров, характеризующих функционирование экономики. В большинстве теоретических и прикладных исследований оно рассматривается в увязке с ростом основных показателей. В частности, интерес исследователей вызывает динамика и характер экономического роста.
Исследование динамики основных показателей развития территории производится нами на основе абсолютных приростов. При этом особое значение имеет определение трендовой модели, которая наилучшим образом отражает характер набора динамических показателей. Прогнозирование осуществляется посредством временной экстраполяции тренда.
Цель работы состоит в изучении структуры, отличительных характеристик, особенностей разработки среднесрочного прогноза социально-экономического развития Челябинской области.
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Челябинской области: структура, отличительные характеристики, особенности разработки
В современных условиях высшей целью регулирования регионального развития является приближение благосостояния населения региона к стандартам развитых стран. Достижение этой цели возможно только через обеспечение и поддержание условий устойчивости развития региона.
Эффективность управления устойчивым развитием в регионе может быть оценена на основе системы количественных и качественных показателей, каждый из которых должен отражать отдельные аспекты устойчивого развития.
Показатели устойчивого развития должны отражать экономические, социальные и экологические аспекты удовлетворения потребностей современного поколения, не ограничивая потребности будущих поколений для удовлетворения собственных потребностей. Чтобы развитие можно было считать устойчивым, оно должно учитывать достижение экономического роста, но при этом обеспечивать его соответствие потребностям общества в улучшении качества жизни и предотвращении деградации окружающей среды .
Для улучшения социально-экономического развития региона необходимо работать с различными отраслями, что обеспечивается следующими видами непосредственной поддержки тех, кто находится в пределах:
- из государственного сектора – финансирование целевых программ, предоставление субсидий населению, инвестиции в инфраструктуру, поддержка проекта и многое другое;
- быть частью социальной сферы - реализация политики по повышению качества жизни населения, развитие ипотечного кредитования, совершенствование социальной помощи и так далее;
- со стороны финансового сектора - развитие ипотечных программ для повышения спроса на земельные участки.
Реализация выработанной стратегии обеспечивается путем формирования системы стратегического планирования, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных и согласованных между собой мероприятий по достижению поставленных целей. Стратегия выступает концептуальной основой системы стратегического планирования – документом целеполагания, определяющим цели и направления социально-экономического развития в среднесрочном периоде. На основе положений стратегии в соответствии с действующим законодательством разрабатывается план мероприятий по ее реализации, увязанных по срокам, ресурсам и исполнителям. Необходимо отметить, что система стратегического планирования включает в себя не только органы государственного управления, но и механизм их взаимодействия при реализации положений стратегии.
Укрупненно основные этапы реализации любой стратегии можно представить следующим образом: разработка стратегии; внедрение стратегии; анализ результатов и выход из стратегии .
При разработке сначала проводится анализ существующих стратегий, затем анализируются текущие тенденции, и на основе этого составляется прогноз для объекта стратегирования. Для каждой цели стратегии должны быть указаны необходимые для ее достижения ресурсы и сроки, в которые цель должна быть достигнута. На данном этапе также проводится анализ внешней и внутренней среды региона. Для анализа внешней среды может быть использован STEP-анализ, направленный на изучение социальных, технических, экономических и политических факторов развития. Также на данном этапе может быть использован SWOT-анализ, который в свою очередь направлен на анализ факторов внутренней и внешней среды, разделяя их на следующие категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.
Внедрение стратегии подразумевает реализацию оперативных задач по достижению поставленных целей. Необходимо отметить, что в процессе реализации задач могут возникать отклонения, но они не должны ставить под угрозу реализацию стратегии. В случае, если внешние условия, в которых приходится реализовывать разработанную стратегию, сильно меняются, и стратегия становится неактуальной или ее выполнение не позволит достичь поставленных глобальных задач в рамках изменившихся условий, от нее нужно отказаться или полностью пересмотреть .
Анализ результатов и выход из реализуемой стратегии необходим для оценки эффективности реализации стратегии, а также для понимания дальнейшего пути развития. Важно проанализировать все пройденные шаги, понять сделанные в процессе ошибки, чтобы в дальнейшем подготовить более качественную стратегию. Следует отметить, что выход из одной стратегии – это начало внедрения другой.
Для эффективного определения стратегических целей и задач развития территорий необходимо сформировать научно обоснованное представление о будущем развитии социально-экономических процессов. Для выполнения данного условия в российском законодательстве закреплено следующее: в рамках стратегического планирования, разрабатываются документы, ориентированные на прогнозирование. Данные, полученные в процессе прогнозирования, способствуют определению изменений внешних и внутренних условий, а также отражают научно обоснованные представления о динамике социально-экономических процессов. Из этого можно сделать следующий вывод: разработка документов стратегического планирования в рамках прогнозирования должна предшествовать разработке документов в рамках целеполагания .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3032.
2. Бородин С. Н. Прогнозирование направлений государственной политики региона на основе кластерного анализа показателей социально-экономического развития его муниципальных образований // Управленческое консультирование. 2023. № 10. С. 157–178
3. Бородин С.Н. Оценка перспектив развития региона через анализ использования его природно-ресурсного потенциала // Russian Economic Bulletin. 2023. Том 6. № 6. С. 216-223.
4. Кузнецова О.В., Бабкин Р. А. Типология муниципальных образований для мониторинга их социально-экономического развития // Федерализм. 2021. Т. 26. № 4 (104). С. 35–53.
5. Михеева Н. Н. Сценарный подход к оценке перспектив развития российских регионов // Мир новой экономики. 2022. Том 16 № 1. С. 81–91.
6. Новоселов А.С., Фалеев А.В. Региональное стратегическое планирование в условиях цифровизации государственного управления // Региональная экономика. Юг России. 2022. Т. 10. № 1. С. 39-47.
7. Порфирьев Б. Н., Широв А. А., Гусев М. С. Ключевые сюжеты долгосрочного социально-экономического прогноза развития российской экономики // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2024. № 1(76). С. 12–20.
8. Сичкарь В.Д. Особенности регионального бюджетного планирования в Российской Федерации // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № 2.
9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kalugastat.gks.ru/folder/29705?print=1 (дата обращения: 06.10.2024).