Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Регуляторная политика играет значимую роль в процессе формирования того, как предприятия и отрасли в целом функционируют в рамках своей юрисдикции. Данная политика внедряются регулирующими органами в целях обеспечения прямого соответствия действующим законам и нормативным актам, осуществления защиты потребителей, а также поддержания честной и справедливой конкуренции на рынке.
Регуляторная политика предназначена для успешного достижения определенных целей, приносящих пользу всему обществу. Данные цели могут варьироваться в прямой зависимости от регулируемой отрасли либо регулируемого сектора. Все выше сказанное делает рассмотрение данной темы актуальным.
Цель исследования – раскрыть понятие и направления регуляторной политики.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и составляющие регуляторной политики;
- охарактеризовать инструменты регуляторной политики;
- проанализировать разрешительную деятельность в качестве индикатора регуляторной политики на современном этапе .
Объект исследования – регуляторная политика.
Предмет исследования – понятие и основные направления регуляторной политики.
Информационную базу исследования составили работы А.Е. Голодниковой, А. Б. Дидикиной, А.А Ефремова. В.Д. Казикаева, О.В. Москвани, А.Ф. Ноздрачева, С.М. Плаксина, Л.А Цуровой и др.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
1.Понятие и составляющие регуляторной политики
Регуляторная политика, которая много лет реализуемая в подавляющем большинстве европейских стран, также достаточно хорошо известна в нашем государстве – как в Советском Союзе, так и в Российской Федерации. Начиная еще с начала 1990-х гг. осуществлялась разработка и реализация программы развития законодательства, укрепления независимости судебной власти, усиления эффективности деятельности исполнительных органов в стране, а также обеспечения прав и свобод в российском государстве человека и гражданина. Такого рода программы неизменно требовали определенных управленческих усилий, так как их цели предусматривают согласованную и ориентированную деятельность всех без исключения звеньев институтов гражданского общества и государства, а также отлаженность системы управления.
В последние годы в России регуляторная политика реализуется в тесной связи с рядом других реформам и иных преобразований. Но при этом прослеживается некоторое сужение объема этого понятия и явления – то есть оно в большей мере сводится к упорядочению ведомственного нормотворчества. При этом понятие регуляторной политики воспринимать можно в более широком аспекте: 1) в качестве обеспечения долгосрочной и устойчивой политики государства непосредственно в правовой сфере, которая исключает недооценку и колебания правового фактора в процессе общественного развития; 2) в качестве правового регулирования социально-экономических и иного рода процессов, органически связанного именно с управлением делами государства, что практически полностью отражает содержание Конституции РФ; в качестве планомерного развития законодательства, а также последовательное правоприменение при помощи системы публичных и иного рода институтов; 4) в качестве экспертизы проектов нормативных правовых актов, применения современных научных методов правового моделирования, прогнозирования, а также диагностики правовых рисков. Регуляторная политика успешной может быть исключительно при достаточно широкой общественной поддержке, то есть когда институты гражданского общества и сами граждане и активным образом включены в разработку и последующую реализацию правовых актов.
Регуляторная политика включает в себя достаточно много форм осуществления государственного регулирования предпринимательской деятельности, при этом включая установление определенных требований и стандартов относительно процессов, доступ к рынкам, надзорные процедуры и контроль, ограничения, запреты, торговые преференции и т.д. Это также механизмы ретроспективной и прогнозной оценки эффективности данного регулирования. Она в себя включает набор актуальных и передовых юридических технологий и при этом обеспечивает качественное нормотворчество.
Регуляторная политика в соответствии с Организации экономического сотрудничества и развития (далее по тексту ОЭСР) ориентирована на достижение целей правительства страны с помощью применения нормативных актов, соответствующих законов и иного рода инструментов, необходимых для достижения лучших социальных и экономических и результатов и, тем самым, улучшения как бизнеса, так и жизни граждан. ОЭСР регуляторная политика современного этапа трактуется как один из трех базовых рычагов либо драйверов экономического роста (вместе с денежно-кредитной и налоговой политикой), которые находятся в распоряжении правительств. Эта политика при эффективной настройке способна дать в год примерно до 1,5–2,5% прироста ВВП, обеспечить заметное повышение уровня занятости, а также производительности труда, инновационной и предпринимательской активности, наконец, приток иностранных инвестиций.
Данные выводы подтверждаются рядом исследований, которые опираются на эконометрические методы, а также показавших статистическую значимость позитивной корреляции между произошедшими изменениями в регуляторной политике, наконец, ключевыми показателями в государстве
Фрагмент для ознакомления
3
1. Взаимодействие бизнеса и власти в современной России. Регуляторная политика и контрольно-надзорная деятельность / С.М. Плаксин, В.Д. Казикаев, Д.Р. Алимпеев, А.В. Варварин, Н.Е. Дмитриева, А.В. Кнутов, А.В. Чаплинский. – Москва: РСПП, 2021. – 262 с. – Текст: непосредственный.
2. Ганиева, Ж.М. Развитие регуляторной политики в России и ее перспективы / Ж.М. Ганиева. – Текст: электронный // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021148 (дата обращения: 06.10.2024)
3. Голодникова, А.Е.. Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего / А.Е. Голодникова, А.А. Ефремов, Д.В. Соболь, Д.Б. Цыганова и др. – Москва, 2018 – 132 с. – Текст: непосредственный.
4. Регуляторная политика Российской Федерации: правовые проблемы формирования и реализации: монография / ред. кол. А.Ф. Ноздрачев, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова. – Москва: Инфотропик Медиа, 2022. – 288 с. – Текст: непосредственный.
5. Теория и практика регуляторной политики в России : монография / А.Б. Дидикина, О.В. Москвани, М.А. Дмитриев. – Москва : Проспект, 2020. – 248 с. – Текст: непосредственный.
6. Цурова, Л.А. Анализ состояния факторов общественного воспроизводства в России. Поиск драйверов роста / Л.А. Цурова. – Текст: непосредственный // Сборник научных трудов Ингушского государственного университета. – Магас, 2015. – Т. 12. – С. 301-316.
7. Цурова, Л.А. Проблемы государственного регулирования производных финансовых инструментов в России. – Текст: непосредственный / Л.А. Цурова // Вузовское образование и наука. – 2012. – Т. 10. – С. 121-125.
8. Цурова, Л.А. Регулятивные требования по банковскому капиталу: в поисках компромисса / Л.А. Цурова. – Текст: непосредственный // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 3-2. – С. 69-72.