Фрагмент для ознакомления
2
Организационные процессы пронизывают все виды человеческой деятельности, поэтому существует необходимость согласования действий людей не только для достижения целей, но и для рациональной совместной деятельности, что, в конечном счете, приводит к появлению новых знаний, открытий, прогресса и обогащает теорию и практику управления. Новейшая теория управления призвана качественно изменить подход к функционированию организаций, к пониманию и регулированию происходящих в них процессов, к механизмам их адаптации к условиям рыночных отношений и внешней среды в целом. Функционирование современных бизнес-систем в сложных условиях нестабильности внешней среды выдвигает повышенные требования к квалификации руководителей, уровню их профессиональных знаний, обеспечивающих предприятию реальный переход к управлению в изменчивом, динамичном окружении. Одной из фундаментальных задач в таких обстоятельствах является удовлетворение потребностей экономики и социально-трудовой сферы в высококвалифицированных специалистах, формирование «критической массы» компетентных государственных служащих, собственников, предпринимателей и менеджеров [8, c. 6].
Отечественным организациям коммерческой и некоммерческой сферы в настоящее время необходимо ликвидировать разрывы по всем компонентам технологической компетентности, однако решающее значение при этом имеет преодоление отставания по ключевой компоненте – методам организации и управления. Устранение таких проблем можно обеспечить только в том случае, если инновации и непрерывное совершенствование всех типов производственных и организационно-управленческих процессов становятся имманентным качеством бизнес-системы. Соответственно, базовым в формировании организационной деятельности становится процессный подход, позволяющий с единых методологических позиций проектировать, анализировать и осуществлять поиск резервов повышения качества и эффективности процессов разной природы. Качество в этом случае понимается как степень гармонизации производственных и организационных действий, их соответствия требованиям «внутренних» и «внешних» потребителей, общесистемным целям [6, c. 6].
Экономика в рыночных условиях нуждается в повышении роли менеджмента. Современный менеджмент – особая область знаний и профессиональной подготовки руководителей и специалистов в различных сферах деятельности. Эффективно управлять современным предприятием или его подразделениями невозможно без понимания сущности и содержания менеджмента. Термины "управления" и "менеджмент" связаны между собой. «Управление» – целенаправленное действие на объект с целью изменения его состояния или поведения. Управлять можно техникой, технологией, ресурсами и т.д. "Менеджмент" является составным элементом управления, под которым понимают целенаправленное действие на коллективы работников или отдельных исполнителей с целью достижения поставленных целей [8, c. 10].
Содержание понятия «менеджмент» можно разглядывать как науку и практику управления, как компанию управления компанией и как процесс принятия управленческих решений. Этимологически менеджмент происходит от латинского слова «manus» – рука. Изначально это слово означало умение бережно вести домашнее хозяйство, мастерски владеть средствами труда, умело работать. С появлением многих видов работы, с углублением специализации возникла потребность в деятельности, которая связывала в единое целое работу многих исполнителей. В соответствии с этим трансформировалось и содержание понятия «менеджмент». Это слово вобрало в себя все многочисленные требования к управлению как к науке, искусству ведения дел и стилю работы [14, c. 7].
Среди менеджеров-практиков и ученых до сих пор не существует единства взглядов относительно сущности менеджмента [4]:
1) первые считают, что менеджмент – это профессия, ориентированная на практическое использование. Главное здесь – реальный результат, обеспечиваемый накопленным опытом менеджера;
2) вторые считают, что менеджмент – это процесс достижения целей организации с помощью других людей. Поэтому, главное для менеджера – это искусство общения с людьми и управление ими;
3) третьи считают, что менеджмент – процесс принятия оптимальных решений. Поэтому главная задача менеджера – поиск оптимальных управленческих решений с помощью определенных моделей и на основе использования системы научных знаний.
Но обычно определяется, что современный термин «менеджмент» (management) американского происхождения и переводится как управление, управление; администрация, руководство. Менеджмент определяется как средство, манера общения с людьми; власть и искусство управления; орган управления. По своему содержанию термин «менеджмент» в определенной степени можно считать синонимом термина «управление», но понятие «управление» гораздо шире [6, c. 8].
С юридической точки зрения менеджмент на предприятии рассматривается как представительство собственников предприятия. Но сейчас существует доктрина, которая определяет практику деятельности предприятия и еще до конца не оформлена законодательно, согласно которой менеджмент превосходит владение предприятием. Владелец в пользу организации должен подчиняться менеджменту и менеджерам. Но существуют многие владельцы, которые успешно комбинируют обе роли, то есть роль владельца-инвестора и роль топ-менеджера.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абчук, В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 239 с.
2. Агафонов В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: Монография / В.А. Агафонов. - М.: Инфра-М, 2019. - 350 c.
3. Айдаркина, Е. Е. Теория и практика управления : учебное пособие / Е. Е. Айдаркина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. — 164 с.
4. Ахмаметов А.И., Тимофеев Р.А. Менеджмент как вид профессиональной деятельности // Управление экономикой, системами, процессами. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 21-22.
5. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Уч. / Л.Е. Басовский и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 80 c.
6. Бирюченко С.Ю. Менеджмент: Учебник / С.Ю. Бирюченко, К.А. Бужимская, И.В. Бурачек и др.; под общ. ред. Т.П. Остапчук. – Житомир: Государственный университет «Житомирская политехника». – Житомир: Изд-во «Рута», 2021. – 856 с.
7. Быстров, О.Ф. Теория менеджмента. Монография. / О.Ф. Быстров, Д.Э. Тарасов – Москва: Русайнс, 2020. – 182 с.
8. Галушко З.И. Менеджмент и администрирование: учебник для магистров / Коллектив авторов: д.э.н., проф. З.И. Галушко, д.е.н., доц.А.А. Антохов, к.э.н., доц. В.М. Запухляк; к.э.н., доц. Б.Д. Сторощук, к.э.н., доц. Ю.А. Терлецкая, к.э.н., доц. Т.Р. Заволочева, к.е.н., асс. И.Я. Кузьмук = Черновцы, 2021. – 437 с.
9. Гапоненко, А. Л. Теория управления : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
10. Демида Ж.Л., Литикова И.С. Особенности менеджмента как вида профессиональной деятельности // IХ Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика. Материалы международной научной конференции. – 2021. – С. 309-311
11. Егоршин, А. П. Эффективный менеджмент организации : учебное пособие / А.П. Егоршин. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 388 с.
12. Кисляков, Г. В. Менеджмент: основные термины и понятия : словарь / Г.В. Кисляков, Н.А. Кислякова. – 2-е изд. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 176 с.
13. Коргова, М. А. Менеджмент. История менеджмента : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. А. Коргова, А. М. Салогуб. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 166 с.
14. Лазоренко Т.В. Основы менеджмента: Конспект лекций: учеб. пособие. для студентов специальности 073 "Менеджмент" образовательно-профессиональной программы "Менеджмент и бизнес-администрирование" / КПИ им. Игоря Сикорского; составители: Т.В. Лазоренко, С.А. Перминовая.–2021. – 166 с.
15. Потемкина М.В., Черкасова Л.Н. Менеджмент как вид профессиональной деятельности // VII Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика. Материалы международной научной конференции. – 2019. – С. 269-272.
16. Розанова А.А Менеджмент как наука об эффективном управлении // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2018. Т. 1. – С. 181-184.
17. Семенов, А. К. Теория организации : учебник для бакалавров / А. К. Семенов, В. И. Набоков. — Москва : Дашков и К, 2021. — 356 с.
18. Хилуха О.А. Формирование компетентностей менеджмента корпорации // проблемы системного подхода в экономике - 2019 - С. 20-28
19. Черкасова Л.Н. Генезис менеджмента как вида профессиональной деятельности // VIII Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика. Материалы ежегодной международной научной конференции. – 2020. – С. 263-266