Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Жан Расин, выдающийся французский драматург XVII века, известен своим глубоким проникновением в человеческую душу и мастерским владением трагическим жанром. Обращаясь к античным мифам, Расин не просто воспроизводит древние сюжеты, но создает новые, глубоко психологические произведения, отражающие проблемы его современников. В его трагедиях «Андромаха» и «Федра» центральными фигурами становятся женщины, чьи образы, переосмысленные автором, становятся олицетворением вечных человеческих страстей и конфликтов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что творчество Расина продолжает привлекать внимание исследователей благодаря своей глубине и актуальности. Анализ образов женщин в его трагедиях позволяет проследить эволюцию представлений о женской природе в эпоху классицизма, а также сопоставить эти представления с современными взглядами. Кроме того, изучение проблемы разрушительной страсти в произведениях Расина открывает новые грани понимания человеческой психологии и ее влияния на судьбы людей.
Цель работы заключается в комплексном анализе образов женщин в трагедиях «Андромаха» и «Федра» Ж. Расина, а также в исследовании роли разрушительной страсти в развитии сюжета и раскрытии характеров героев.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности интерпретации античных мифов Ж. Расином.
2. Рассмотреть образы Андромахи и Федры в контексте традиционных представлений о женщине в античной культуре и классицизме.
3. Изучить психологические характеристики героинь и проследить их эволюцию в ходе действия.
4. Выявить и проанализировать мотивы поведения героинь, обусловленные силой страсти.
5. Определить роль конфликта между долгом и страстью в трагедиях Расина.
Объектом исследования являются трагедии Ж. Расина «Андромаха» и «Федра».
Предметом исследования выступают образы женщин, проблема разрушительной страсти и их взаимосвязь в указанных трагедиях.
Методы исследования:
1. Сравнительно-исторический метод позволит сопоставить образы героинь Расина с их античными прототипами и выявить авторские новации.
2. Метод психологического анализа поможет раскрыть внутренний мир героинь и понять мотивы их поступков.
3. Метод структурного анализа позволит выявить композиционные особенности трагедий и проследить развитие конфликта.
Теоретическая значимость работы состоит в углублении знаний о творчестве Ж. Расина, а также в развитии теоретических подходов к изучению женских образов в литературе.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в преподавании литературы, а также в дальнейших исследованиях в области истории и теории литературы.
Структура работы: работа состоит из введение, 3 глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
Глава 1. Античные мифы в творчестве Ж. Расина: от пересказа к психологической драме
Жан Расин, несомненно, является одним из ярчайших представителей французского классицизма. Его трагедии, основанные на античных мифах, стали образцом для последующих поколений драматургов. Обращение к древним сюжетам было характерной чертой классицизма, который стремился к идеалу совершенства и гармонии, находя его в произведениях античных авторов.
С течением времени в художественном восприятии и творческой манере Расина происходят заметные изменения. Конфликт между гуманистическими и антигуманистическими силами у драматурга трансформируется из столкновения двух противоборствующих лагерей в интенсивную борьбу человека с самим собой. Внутри одного героя сталкиваются свет и тьма, разум и разрушительные страсти, смутные инстинкты и острые угрызения совести. Этот персонаж, пораженный пороками своего окружения, стремится подняться над ним и не хочет мириться со своим падением.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников:
1. Кумукова, Д. Д. "Федра" Цветаевой в контексте эволюции трагического конфликта / Д. Д. Кумукова. – Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2022. – № 3(80). – С. 149-166.
2. Мельников, А. Л. Художественный мир трагедии Ж. Расина "Федра" : специальность 10.01.03 "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Мельников Андрей Львович. – Москва, 2001. – 218 с.
3. Науменко, Н. П. Интерпретация античных мотивов в трагедии Жана Расина "Андромаха" / Н. П. Науменко, Л. Р. Саитхалилова. – Апробация, 2016. – № 10(49). – С. 125-126..
4. Никольский, Б. М. Политический смысл и художественная структура "Андромахи" Еврипида / Б. М. Никольский. – Вестник древней истории, 2014. – № 4(291). – С. 20-40.
5. Садыгалиева, А. С. Трагедия Ж.Расина "Федра" / А. С. Садыгалиева // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. – 2011. – № 1(18). – С. 265-267.