Фрагмент для ознакомления
1
Введение……………………………………………………..…………………….3
1. Источниковедческий анализ: теоретический аспект…………………….3
2. Методы интерпретации исторических источников А.С. Лаппо-Данилевского……………………………………………………………….……..4
3. Этапы источниковедческого анализа……………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….12
Список используемых источников………………………………………..……13
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский, выдающийся российский историк и источниковед, внес значительный вклад в развитие гуманитарных наук, предложив концепцию цельного гуманитарного знания. В рамках этой концепции он выделял важность источниковедческого анализа как неотъемлемой части исследования исторических и культурных явлений. Его работы стали основой для формирования современного источниковедческого анализа и способствовали развитию исторической науки в России. Идеи и научные выводы Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского составляют фундамент методологии современного источниковедения.
Обращение Лаппо-Данилевского к философско-методологическим основам исторических и социальных исследований возникло в ответ на потребность преодолеть кризис в науке на рубеже XIX–XX веков. Этот кризис был связан с осознанием того, что традиционные методы познания недостаточны для полного понимания исторической реальности. Его работа стала продолжением и углублением отечественной традиции, основанной на признании необходимой связи между историей, философией и социологией. Внимание Лаппо-Данилевского к проблемам методологии исторического исследования вытекало из его стремления превратить историю «в строгую науку», что не представлялось возможным без обращения к философии.
1. Источниковедческий анализ: теоретический аспект
Источниковедческий анализ представляет собой систематическое исследование источников, на которых базируется историческая наука. Этот процесс включает в себя оценку подлинности, достоверности и значимости источников, а также их контекста и взаимосвязей. Лаппо-Данилевский подчеркивал, что источники должны рассматриваться не только как фактические данные, но и как элементы более широкой культурной и исторической системы. Важнейшим аспектом теоретических вопросов источниковедения является понятие исторического источника. А.С. Лаппо-Данилевский, разрабатывая свою теорию, представляет ряд взаимосвязанных размышлений, углубляя определение исторического источника, анализируя его теоретическое и практическое значение и разъясняя его характерные особенности. Ученый отмечает, что «источник — это всякий реальный объект, который изучается не ради его самого, а для того, чтобы через ближайшее его посредств получить знание о другом объекте, т. е. об историческом факте» .
Классификация исторических источников представляет собой одну из ключевых исследовательских процедур. Она не только способствует систематизированному и комплексному отображению всего массива источников, созданных определенной культурой, но и требует выделения наиболее значимых характеристик упорядочиваемых объектов, которые служат основой для данной классификации.
Следует отметить, что для А.С. Лаппо-Данилевского, а также для эволюции его концепции, ключевое значение имеет понимание исторического источника как явления, возникшего в определённой исторической реальности. Это включает анализ условий, в которых он появился, личности автора и особенностей культурного контекста, способствовавшего созданию данного исторического источника.
2. Методы интерпретации исторических источников А.С. Лаппо-Данилевского
Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский выделяет четыре метода интерпретации – психологический, технический, типизирующий и индивидуализирующий – и обращает внимание на необходимость их сочетания в разных комбинациях в зависимости от особенностей исследуемого исторического источника.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безлепкин Н.И. Методология истории А.С. Лаппо-Данилевского в российских университетах. Журнал социологии и социальной антропологии, 22(5), 2019. – С. 121–140.
2. Кодан С.В. Источниковедческие риски ненадлежащего подбора, анализа и презентации данных носителей государственно-правовой информации в юридическом исследовании. Юридическая техника. – 2019. – С. 186–193.
3. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып. 2. - СПб., 1913. - С. 801.
4. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. — 472 с.
5. Медушевская О.М. Эмпирическая реальность исторического мира // Вспомогательные исторические дисциплины – источниковедение – методология истории в системе гуманитарного знания: материалы XX междунар. науч. конф. Москва, 31 янв. – 2 февр. 2008 г.: в 2 ч. М.: РГГУ, 2008. Ч. 1. - С. 24–34.
6. Румянцева М.Ф. Источниковедение: опыт энциклопедической статьи // Вспомогательные исторические дисциплины – источниковедение – методология истории в системе гуманитарного знания: материалы XX междунар. науч. конф. Москва, 31 янв. – 2 февр. 2008 г.: в 2 ч. М.: РГГУ, 2008. - С. 34–40.
7. Румянцева М.Ф. Развитие методологической концепции А.С. Лаппо-Данилевского в XX — начале XXI в.: от гуманитаристики к социальным наукам. Журнал социологии и социальной антропологии, 22(5). – 2019. – С. 154–179.
8. Румянцева М.Ф. Философские основания методологии истории русской версии неокантианства: А.И. Введенский и В. Дильтей. Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории. Вып. 62, 2018. – С. 16–32.
9. Русина Ю.А. Научное наследие А.С. Лаппо-Данилевского. (К вопросу о теории и методике источниковедения) // Документ. Архив. История. Современность. Сб. науч. тр. Вып. 2 / Уральский государственный ун-т им. А.М. Горького. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002 – С. 246-264.