Фрагмент для ознакомления
2
Довольно жестокой демонстрацией того, что происходит с человеком, который хочет избежать сна жизни, является судьба слуги Кларина: решив наблюдать за происходящим со стороны, чтобы не участвовать в событиях, он тут же погибает. Жизнь дана людям только как сон, и чтобы жить, надо мечтать.
Персонажи пьесы отвечают требованиям, предъявляемым к понятию «литературный характер»: на протяжении всего произведения Сехизмундо предстает перед читателем попеременно в двух обликах — звероподобного человека в шкурах и принца в пышных одеждах. При этом в середине пьесы внешний облик не соответствует внутреннему состоянию героя: сначала мы видим звероподобного человека в одежде принца, а затем — принца в звериных шкурах.
Философские основы драмы Кальдерона «Жизнь есть сон» включают элементы христианства, неоплатонизма и неостоицизма.
Христианская составляющая присутствует в произведении, поскольку именно христианство указывало на исключительную важность духовной жизни и ставило задачу управления своими внутренними состояниями, подавления злых, греховных желаний и порывов. В рамках христианской концепции в пьесе можно выделить время. Вечности и время отдельного человека: человеческое время ограничено и это мимолетный миг по сравнению с Вечностью.
Неоплатоническая концепция находит свое отражение в том, что в пьесе реальность обманчиво представлена принцу Сехизмундо как сон, и именно в этом пространстве происходит эволюция героя, связанная с платоновской концепцией поиска добра.
Идеи неостоицизма в произведении заключаются в том, что жизнь хаотична, иллюзорна, в ней трудно или даже невозможно отличить реальность от сна, правду от вымысла. При этом Кальдерон сохраняет веру в ясный человеческий разум, который противостоит хаосу и, хотя и не постигает истину, направляет человека к ней.
Выбор автора в драме заключается в том, что, с одной стороны, высказывается мысль о невозможности противостоять судьбе, о том, что жизнь — это театр или сон, в котором события вершится по чьей-то воле, и люди не могут влиять на судьбу. Однако, соединяя эту тему с темой поиска человеческой свободы, драматург показывает, что судьбу можно победить силой своей воли. Принц Сехизмундо осознает, что человек свободен не потому, что он волен делать все, что захочет, бездумно, как зверь, а потому, что он волен выбирать свой путь, способен различать добро и зло и делать выбор между ними.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лихачев Д.С. Барокко и его русский вариант // Русская литература. - 1969. - № 2. – Режим доступа: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/0403_..
2. Морозов А.А. Проблемы европейского барокко // Русская литература. - 1968. - № 12. – Режим доступа: https://voplit.ru/article/problemy-evropejskogo-barok..
3. Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. - М., 1975. – Режим доступа: http://cpcl.feb-web.ru/text/golenischev-kutuzov_roman..
4. Барокко // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – Москва: Сов. энцикл., 1987. – 751 с. – Режим доступа: http://niv.ru/doc/encyclopedia/literature/index.htm
5. Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах ХVII века // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). - М., Худ. литература, 1990. - С. 147-159. – Режим доступа: https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/vipper3-ru
6. Пастушенко Л.И. «Жизнь есть сон» Кальдерона и «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» Кеведо // Сб. Jberika. Кальдерон и мировая культура. Отв. ред. Степанов Г.В. - АН СССР, Л., «Наука», 1986. (есть в библиотеке ун-та).