Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Человек рождается человеком, но становится личностью в процессе жизнедеятельности. Процесс формирования личности происходит с разной скоростью у разных людей. Поэтому не существует четких границ, в которых личность считается сформированной, но есть определенные признаки сформировавшейся личности.
Глава 1. Основные факторы формирования личности в психологии
В процессе формирования личности индивиды приобретают качества, которые сформировались у людей в ходе их исторического развития. Однако необходимо понимать, что вероятность появления тех или иных качеств у человека зависит от ряда факторов.
Индивиды обладают набором психологических черт. Они определяются личностными качествами, внешним окружением, социальной и культурной средой. Иными словами, на развитие личности влияют не только внутренние условия, но и внешние. В этом случае удивительно, что индивиды способны находить знакомства и устанавливать личные и профессиональные контакты.
В психологии категория «личность» является одним из базовых понятий. Понятие личности в психологии не является четко определенным и устойчивым. Однако многие уважаемые в научном сообществе психологические словари могут дать в качестве определения целую систему личностных качеств, которые формируются в процессе общения и совместной деятельности людей [7, с. 15].
В учебнике под редакцией А.В. Петровского личностью именуется - субъект познания и активного преобразования материального мира; общества и самого себя. Согласно Л.И. Божович: личностью можно назвать только такого человека, который достиг определенного уровня психического развития, у которого уже сложились собственные взгляды на окружающее и определенный уровень самопонимания, а все психические процессы и свойства приобрели известную структуру [1, с. 67].
Личность предполагает совокупность компонентов:
Направленность-система побуждений, которая обусловливает активность человека и включает в себя потребности, сферу интересов, идейные и практические ориентиры. Возможности-способности, которые призваны обеспечить успех деятельности. Одни из них преобладают в человеке, другие являются менее проявленными.
Свойства характера: моральные (например, чуткость, черствость), отношение к обязанностям, скромность или, наоборот, твердость и упорство.
Саморегуляция. Контроль деятельности, коррекция собственных действий и поступков.
Глава 2. Теории формирования личности в психологии
Многие философы и исследователи пытались создать гармоничную систему, которая могла бы объяснить феномен возникновения индивидуальности и последующего саморазвития индивида. Перечислим главные теории:
1. Психодинамическая. Основоположник — Зигмунд Фрейд. В основе учения лежит противоречие между инстинктами и сознанием. Остальные компоненты: взаимодействуют. Главенствующая роль отводится подсознательному.
2. Психоаналитика. Разработчик – Карл Юнг. Он был уверен, что в человеке заложены 3 составные элемента: индивидуальное и коллективное бессознательное, а также сознание. Им было сформулировано и введено в употребление понятия «экстраверт» и «интроверт», он считал, что эти особенности также воздействуют на развитие личности.
Глава 3. Изучение процесса формирования личности человека
Многие исследователи, анализируя особенности современной науки, подчеркивают, что интерес к вопросу о личности очень возрос. Например, в концепции Л.С. Выготского подчеркивается, что формирование и развитие личности носит целостный характер. Движущей силой развития личности является обучение. Это связано с тем, что развитие ребенка происходит с помощью исторически уже сложившихся и выбранных форм и способов деятельности, то есть обучения.
Сначала ребенок начинает взаимодействовать со взрослыми и друзьями, что тоже является своего рода обучением; по мнению Л.С. Выготского, высшие психические функции сначала возникают у детей как формы коллективной деятельности, а затем уже становятся личностными функциями ребенка. Например, речь как средство общения становится уже внутренней в течение всего процесса развития, а затем выполняет интеллектуальную функцию [3, с. 53].
Заключение
Так, личность – это устойчивая система социальных качеств, характеризующая индивида как продукт общественного развития и включенная в систему социальных отношений посредством активной субъективной познавательной деятельности и общения. Личность и общество тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Личность играет большую роль в развитии общества, но вне общества человек не может гармонично развиваться, не способен проявить свои нравственные качества, готовность учиться и изменять действительность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.
2. Борисова Л. В. Воспитание как формирование и развитие личности //Педагогическое мастерство. – 2022. – С. 1-5.
3. Верховод, А. В. Изучение процесса формирования личности человека / А. В. Верховод. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 53-54. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79714/ (дата обращения: 09.10.2024).
4. Дубовицкая С. В., Беккер И. Л. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности //Известия Пензенского государственного педагогического университета им. ВГ Белинского. – 2011. – №. 24. – С. 631-638.
5. Михайлова Р. В., Сергеева Н. А. Образование как фактор формирования и развития личности //Актуальные проблемы образования и общества. – 2020. – С. 187-191.
6. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России,2000.-443 с
7. Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности //Вопросы психологии. – 1987. – Т. 1. – С. 15-26.
8. Раитина М. С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности //Научный электронный архив.—URL: http://econf. rae. ru/article/5159. – 2018.
9. Сердюк И. И. Условия формирования и развития личности //Научно-методический электронный журнал" Концепт". – 2016. – №. T15. – С. 1741-1745.
10. Ясвин В. А. Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. – Т. 17. – №. 2. – С. 295-314.