Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы сказовой манеры в литературе и ее проявление в «Очарованном страннике» Н.С. Лескова
Сказка – это один из древнейших и наиболее универсальных жанров фольклора и литературы. Она представляет собой повествование о вымышленных событиях, героях и явлениях, в основе которого лежат фантастические элементы, чудеса и волшебные превращения. Сказка выполняет множество функций:
1. Познавательная: Сказка передает знания о мире и человеке, о его месте в этом мире, о моральных ценностях и жизненных принципах.
2. Воспитательная: Сказка формирует нравственные ценности и идеалы, учит различать добро и зло, воспитывает такие качества, как сострадание, мужество, справедливость.
3. Эстетическая: Сказка доставляет читателю эстетическое удовольствие, позволяет ему погрузиться в удивительный мир фантазии, расширяет его кругозор и воображение.
Можно выделить несколько ключевых черт сказовой манеры повествования.
Прежде всего, сказ появляется, когда автор вводит уникального героя-рассказчика. Голос автора слышен лишь в начале и в конце произведения. Эти части служат для создания реальной атмосферы, в которой разворачивается рассказ.
Во-вторых, сказ отличается акцентом на устную речь. Эти характеристики и определили выбор Николаем Семеновичем Лесковым именно такой формы повествования.
Произведения Лескова отличаются тем, что персонажи из народа получают возможность передать свои внутренние переживания и взгляды на жизнь собственными словами, без посредничества автора-рассказчика. Признавая независимость чужого сознания и предоставляя герою-рассказчику, иногда не слишком интеллектуальному и импульсивному, право на истину, Лесков достигает объективности в оценках.
Сказовая форма повествования ценна тем, что позволяет отразить не только авторскую точку зрения, но и другие. Как отмечает М.М. Бахтин, «чаще всего сказ используется для передачи чужого голоса, социально определенного, который приносит разнообразные точки зрения и оценки, необходимые автору». Герой-рассказчик, как в сказах вообще, так и в произведениях Лескова в частности, привносит в текст свою уникальную манеру мысли, речи и восприятия. Образы, созданные рассказчиком, несут отпечаток его личности. Мы воспринимаем всех действующих лиц через субъективную призму сказителя, что проявляется в тоне повествования, выборе художественных средств и характеристике персонажей. Даже реплики героев передаются через «сословный язык», отражающий особенности определенной социальной группы.
«Очарованный странник» – яркий пример использования сказовой манеры в русской литературе. Лесков мастерски сочетает в своей повести реалистическое изображение жизни и фантастические элементы, создавая неповторимый художественный мир.
Чуткое отношение к людям, присущее Лескову, также проявляется и у его сказителя. Рассказчик, следуя указаниям автора, сопровождает каждое новое лицо в повести кратким комментарием. Таким образом, мы узнаем о самых ярких и значительных чертах как внешности, так и характера всех, с кем сталкивается Иван Северьянович, главный герой «Очарованного странника» в своем долгом поиске смысла жизни.
Ещё один важный элемент сказовой формы повествования – это слушатель-собеседник, обладающий различной степенью активности. В произведениях Лескова эта роль слушателя приобретает особое значение.
Во-первых, слушателем часто выступает не один человек, а целая группа разнообразных личностей, объединённых лишь случайными обстоятельствами. Например, в «Очарованном страннике» слушателей объединяет совместное путешествие по Ладожскому озеру.
Такое разнообразие персонажей не случайно: Лесков подчеркивает, что все они имеют «разные убеждения» и духовно разделены. Например, в повести «Очарованный странник» перед тем как представить читателю личность и судьбу бывшего конэсера Ивана Северьяновича, господина Флягина, автор с помощью метких замечаний описывает слушателей его «необычной истории».
Для Лескова важно не просто ввести нового героя в повествование, но и представить его максимально полно, охарактеризовать и оценить. Так, не остаются незамеченными и «один из пассажиров, склонный к философским обобщениям и политической шутливости», и «купец, человек солидный и религиозный» – каждый из них интересен благодаря своему уникальному взгляду на мир и происходящее вокруг. Через призму этих различных точек зрения раскрывается характер «очарованного богатыря». Автор «проводит» читателя через множество мнений о герое, чтобы финальная оценка звучала с наибольшей силой.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников:
1. Асевова, К. А. Путь странника в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" / К. А. Асевова. – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ", 2019. – С. 60-62.
2. Барулина, Л. Б. "Очарованный странник" Н.С.Лескова / Л. Б. Барулина // Литература в школе. – 2007. – № 10. – С. 23-26.
3. Лесков, Н. С. ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК. Неизвестный отрывок / Н. С. Лесков. – Литературное наследство, 1997. – Т. 101, № 1. – С. 236-238.
4. Мехтиев, В. Г. "Герой нашего времени" как "архетип" сюжета и образов в "Очарованном страннике" / В. Г. Мехтиев. – Научный диалог, 2021. – № 5. – С. 225-236.
5. Шубина, Н. С. Лесковский сказ как особое художественное явление / Н. С. Шубина // Вестник Ошского государственного университета. – 2019. – № 2. – С. 215-222.