Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Подготовить и выступить с отчётом для методического совета по вопросу: «Особенности развития гибкости у младших школьников на уроках физической культуры».
Уважаемые коллеги,
мной подготовлен отчёт для методического совета по вопросу:
«Особенности развития гибкости у младших школьников на уроках физической культуры».
В начале выступления, хотелось бы дать дефиницию гибкости.
Так, В. И. Лях, давая определение гибкости, основной акцент делает на подвижности суставов, определяя ее по способность человека совершать разнообразные движения в суставах с большой амплитудой. На это качество большое влияние оказывает способность человека к управлению двигательным аппаратом. Кроме того, подвижность в суставах сильно зависит от морфофункциональных особенностей организма.
Как указывают А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб, развитие гибкости наиболее бурными темпами происходит с 3 до 15 лет, в сенситивный период ее развития. В среднем пики для разных форм гибкости несколько разделены по времени. Так, наибольший естественный прирост пассивной гибкости происходит в 9-10 лет, активная же гибкость более легко и естественно прирастает в 10-14 лет. Учителю в процессе занятий следует именно на данные возраста планировать целенаправленные тренировки на гибкость. Это даст максимальный естественный эффект. Более того, если упустить сенситивный период, в дальнейшем для достижения тех же результатов понадобятся гораздо более объемные тренировочные нагрузки и достичь эффекта будет гораздо сложнее.
Эта мысль подтверждается и у Н. В. Зимкина, который утверждает, что уже в 8-10 лет ребенок имеет практически тот же уровень возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, что и организм взрослого. Кроме того, величина хронаксии (минимальное время возбуждения мышцы) зачастую в ряде мышц даже меньше, у детей начальной школы, чем у взрослых.
Для педагога важно понимать общие закономерности и периодизацию естественного хода возрастного развития организма, чтобы планировать организацию специального воздействия.
И также нужно учитывать имеющиеся половые отличия. Например, В. И. Дубровский отмечает, что подвижность позвоночника в разных направлениях меняется в разные возраста.
Например, разгибание позвоночника улучшается начиная с 7 лет, и мальчики показывают улучшение до 14 лет, в то время, как у девочек уже после возраста 12 лет не наблюдается таких значительных приростов. Если рассматривать противоположное движение – сгибание, то у мальчиков в 7-10 это свойство улучшается, но уже в 11-13 лет наблюдаются некоторые ухудшения способности к сгибанию, что, видимо, можно объяснить приростом мышц в области позвоночного столба.
Мальчики достаточно гибкие становятся до 15 лет, девочки до 14 лет. , В большинстве случаев наблюдается отрицательная корреляция между гибкостью и силой. Поэтому тренировочные воздействия необходимо планировать так, чтобы каждое из качеств достигало оптимальных показателей, не нанося вреда развитию остальных.
Как указывает Е. Н. Захаров, выполняя основную задачу таких упражнений на растягивание, важно контролировать в этом процессе нормальную анатомическую подвижность в суставах, не превышая ее, чтобы не допустить травмирования. И пределы увеличения длины мышц и связок должны ориентироваться на этот нормальный уровень. Автор также указывает на необходимость сочетания гибкости и мышечной силы.
Вопросы:
1. Составьте комплекс из специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног младших школьников для проведения общей разминки в подготовительной части урока (комплекс включает не менее 6 упражнений) (Рисунок 1).
2. Опишите последовательный алгоритм выполнения упражнений на растягивание в работе над развитием гибкости у младших школьников.
Упражнения на гибкость в одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: - упражнения для верхних конечностей;
- упражнения на мышцы туловища;
- упражнения для нижних конечностей.
При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха используется расслабление.
Растягивающие упражнения включаются в подготовительную часть урока физической культуры. При этом они являются средством подготовки опорно-двигательного аппарата к активной мышечной деятельности или в основную, если предусмотрены задачи воспитания гибкости, их применение в заключительной части урока связано с процессами восстановления организма и активным отдыхом.
Упражнения для развития гибкости рекомендуется включать в небольшом количестве в комплекс утренней гигиенической гимнастики, в разминку при занятиях спортом. Их важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
3. Дубровский, В. И. Спортивная физиология: учебник для вузов /
В. И. Дубровский. – М. : ВЛАДОС. – 2005. – 462 с.
4. Зимкин, Н. В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости / Н. В. Зимкин. – М. : Физкультура и спорт – 206 с.
5. Кузнецова З. И. Развитие двигательных качеств школьников. Развитие быстроты, выносливости, силы, гибкости / З. И. Кузнецова. – М. : Педагогика, 1990. – 234 с.
6. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] / В.И. Лях. – Москва : Терра-Спорт, 2012. – 192 с.
7. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная Учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М. : Терра-Спорт, ОлимпияПресс, 2014. – 520 с.