Фрагмент для ознакомления
2
Проверяемые задания
Практическое задание №1
Тема 3. Методы психолого-педагогической диагностики.
Задание
Составьте таблицу «Методы психолого-педагогической диагностики».
Рекомендации по выполнению задания
1. Изучите представленный материал.
2. Самостоятельно предложите форму таблицы (количество столбцов, их содержание).
3. Заполните таблицу, отразив краткую характеристику формализованных и малоформализованных методов психолого-педагогической диагностики, их разновидностей, выделив достоинства и ограничения применения каждого метода.
Практическое задание №2
Тема 4. Диагностика интеллекта и умственного развития
Задание
Составьте каталог методик диагностики познавательных процессов детей дошкольного, младшего школьного возраста.
Таблица 2 - Каталог методик диагностики познавательных процессов детей дошкольного, младшего школьного возраста
Практическое задание №4
Тема 7. Проективные методики диагностики личности и состояний.
Задание
Проведите обследование одного ребенка с помощью проективной личностной методики «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич) и составьте заключение.
Для обследования ребёнка с помощью проективной личностной методики «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич) необходимо предложить ему придумать и изобразить несуществующее в природе животное и дать ему несуществующее имя. Для этого потребуется лист бумаги, простой и цветные карандаши.
После того, как ребёнок закончил рисунок, его просят описать животное и его образ жизни. Если рассказ о нарисованном персонаже оказался кратким или неполным, испытуемому задают наводящие уточняющие вопросы. Например: чем животное питается, где живёт, чем обычно занимается, что любит делать больше всего и чего больше всего не любит.
Интерпретация результатов позволяет выявить личностные черты ребёнка, бессознательные личностные конфликты, установки, влечения и потребности. Например, по виду начертания и смысловому содержанию рисунка можно оценить уровень агрессивности, стрессоустойчивость, а также выявить некоторые признаки психических патологий.
Важно помнить, что процедура обследования не стандартизована, и общепринятой системы оценки рисунка не существует. Поэтому для точной интерпретации результатов рекомендуется обратиться к специалисту.
Цель исследования - выявить работающие (обладающие дифференцирующей силой) проективные референты наличия психогенного индуцирования в рассказе ребенка о вымышленном существе в методике «Несуществующее животное» в ситуации психолого-педагогической экспертизы.
Выборка исследования: 1 ребенок в возрасте 9 лет.
Метод исследования: испытуемому для изображения несуществующего животного был предложен набор из шести цветных карандашей, но при этом не делался акцент на обязательном применении всех цветов. После выполнения рисунка ребенку предлагалось ответить на несколько структурированных вопросов об изображенном вымышленном существе (где оно живет, чем питается, есть ли у него друзья (враги), каково его любимое занятие, мечта и пр.).
Измеряемые признаки (закодированные в дихотомической шкале): тип питания (съедобное - несъедобное, материальное - нематериальное, плотоядный - травоядный), среда обитания (уединенное или удаленное место проживания, лес, вода, дом и пр.), наличие врагов, друзей, семьи, сородичей либо одиночный образ жизни, любимое занятие (активное - пассивное, развлекательное, связанное с коммуникацией и пр.), мечта (познавательная мечта, коммуникативная, гедонистическая, агрессивная мечта, желание стать более защищенным, например, суперменом, большим по размеру). Всего было выделено 36 признаков.
Практическое задание №5
Тема 8. Диагностика готовности детей к обучению в школе.
Задание.
Провести с одним ребенком 6-12 лет зрительно-моторный гештальт тест Бендер, составить заключение об уровне развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации.
Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер — исследовательский тест, предназначенный для оценки уровня развития зрительно-моторной координации ребёнка, а также способ регистрации замедления психического развития или регрессии детей в возрасте от 3 до 12 лет и взрослых.
Процедура тестирования представляет собой срисовывание, копирование предъявленных испытуемому геометрических фигур, рядов точек и линий, в которых заложена определённая пространственная организация. Тест считается успешно пройденным, когда испытуемый отражает на рисунке предъявленную пространственную организацию, отвечает на совокупность стимулов как на целое так, что сам ответ является целостной структурой.
Основой теста послужила гештальттеория М. Вертгеймера. В тесте анализируется способность видеть и воспроизводить скрытое, иллюзорное содержание стимульного материала. О возрастной норме говорит способность заметить скрытый посыл, который содержится в стимульном материале, и изобразить на своём рисунке не существовавшую ранее форму.
Практическое задание № 6
Тема 10. Психолого-педагогический консилиум образовательной организации
Задание
Составить программу углубленной диагностики ребенка с ОВЗ в условиях образовательной организации (в рамках психолого-педагогического консилиума (ППк).
Взаимодействие ПМПК и ППк позволяет ориентироваться на реальные проблемы и потребности обучающихся с отклонениями в развитии. Оно начинается с момента направления ребенка на ППк образовательной организацией или предъявления законным представителем заключения ТПМПК/ЦПМПК в образовательную организацию и осуществляется по следующим направлениям:
1. Психолого-медико-педагогическое обследование детей, имеющих трудности в обучении, развитии и социальной адаптации. В том случае, когда ребенок ни при каких усилиях педагогов не может освоить программу обучения, когда специалисты ППк приходят к выводу, что учреждение не в состоянии решить сложные комплексные проблемы ребенка, оказать ему адекватную помощь в данной образовательной организации, возникает необходимость пройти обследование на ПМПК.
2. Участие специалистов ТПМПК в заседаниях психолого-педагогических консилиумов. При возникновении трудностей в работе ППк образовательной организации, осуществляется дистанционное или очное участие специалистов ТПМПК в заседаниях консилиума, помощь специалистов ТПМПК в анализе документов ППк, совместная деятельность по разработке коррекционного компонента адаптированной образовательной программы.