Фрагмент для ознакомления
2
При организации проектной работы учащихся предполагается определенная последовательность в выполнении.
Каждый этап проектирования связан с выполнением определенных процедур.
Процедура – это совокупность действий или операций, обеспечивающая реализацию и переход с одного этапа проектирования на другой.
В учебно-методической литературе существует несколько различных вариантов последовательности шагов в разработке и реализации учебного проекта.
Один из наиболее приемлемых и универсальных вариантов последовательности шагов проектирования рассмотрим далее.
Выбор проблемы.
Учащиеся выбирают проблему, над которой им предстоит работать.
Так как всегда существует разнообразие вариантов, то эта стадия требует проведения широкого социального исследования, результаты которого помогут отобрать наиболее актуальную проблему.
Темы делятся на фантастические, эмпирические и теоретические.
Независимо от вида темы, существует несколько общих правил выбора темы:
Тема должна быть интересна участнику проекта и должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, а решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходимо присутствие элемента неожиданности, некой необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы.
Сначала собираются и анализируются отдельные факты, размышления, опыты и так далее.
Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное:
Это могут быть неясности или несоответствия.
Это могут быть нарушения в цепи предшествующих доказательств и многое другое.
В результате выявляется множество проблем.
Для решения каждой проблемы вырабатывается ряд гипотез, а построение гипотез – это основа процесса творческого мышления.
Как правило, слова помогающие сформулировать гипотезы и обозначающие их начало могут звучать следующим образом:
Может быть, … Предположим, … Допустим, … Что, если … Вероятно, … А может быть, … и так далее.
Важно погрузиться в стихию мысленной игры, риска, то есть всего того, без чего движение к новому невозможно.
Исследовательская работа- дело основательное и не любит спешки и суеты.
Разрабатывая программу поиска, следует учить студента глубоко вникать в проблему.
Наставнику стоит поощрять использование участниками проекта нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда “эмпирических” приобретет черты “фантастической” ...
Во-первых, надо помочь студенту найти всё максимально возможное число путей, ведущее к достижению цели …
Во-вторых, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные.
Четко их расклассифицировать ...
В-третьих, надо сделать выбор, оценив “без эмоций” эффективность каждого способа ...
При выполнении любой проектно-исследовательской работы один из важнейших моментов — это сбор информации:
Возникают вопросы - Где добыть нужную информацию? Какие источники для этого могут быть использованы?
Для этого участники проекта делятся на несколько групп, которые могут проводить социологические исследования, изучать материалы средств массовой информации, получать экспертные оценки специалистов.
Необходимы разные стратегии при использовании источников.
Вначале, как правило используется просмотровое чтение.
Участники проекта должны определить, имеет ли отношение информация текста к проблематике проекта.
С этой целью читается название книги, просматривается оглавление, иллюстрации, схемы, рисунки и так далее.
Если источник заинтересовал студента или слушателя в ходе беглого чтения, то он переходит к чтению с полным пониманием текста.
Таким образом, путем разных стратегий чтения отбираются источники и тексты важные для исследовательской работы по проекту.
Процесс фиксации информации - обычно самое сложное, но и самое необходимое в этом деле.
Главное, чтобы все сделанные пометки были понятны участникам проекта.
Все эти авторские заметки надо тщательно хранить, по крайней мере, до окончания проектной работы.
Задачи этапа обобщения полученных данных заключаются в следующем:
Проанализировать полученный материал, и обобщить его
А затем выделить главное, исключив при этом второстепенное.
Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования и в каком виде будет реализован исследовательский проект.
Тем не менее задача обобщения полученных данных очень часто вызывает затруднение у участников проекта и поэтому на этом этапе, вполне может быть актуальна помощь наставника проекта … для уточнения неясных для участников проекта вопросов.
Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку.
Учитывая, что ВРЕМЕННЫЕ возможности имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ …
Результаты проектной работы могут быть представлены в разных форматах …
Альбом, газета, гербарий, журнал, мини-книжка, коллаж, коллекция,
модель, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций (презентация),
сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, фотоальбом, чертеж, … и т. д. …
Проекты могут оформляться как путем публичной защиты, так и в письменном виде.
Объем письменных проектов будет разным в зависимости от типа проекта и времени его выполнения.
Меньшим, как правило, будет объем краткосрочного монопроекта.
Если проект серьезен по проблематике, то он предполагает углубленное исследование и поэтому время его реализации может доходить до нескольких месяцев.
Оформление материалов может осуществляться на стендах, с целью отражения, например стадий работы команды над проектом или создание презентации с помощью программы Power point.
Эти стенды или слайды могут также включать фотографии, рисунки, плакаты, схемы, диаграммы.
Желательно параллельно вести подготовку устного выступления команды, в котором важно использовать собранную информацию и показать свое отношение к проблеме проекта.
Участники проекта должны готовиться отвечать на вопросы.
Отдельно собирается папка документов (портфолио), в которых работа над проектом представлена более подробно.
В этом случае целесообразнее представить результаты проекта в письменном виде.