Фрагмент для ознакомления
1
Конспект 1. Зароченцев К.Д. Этика психологических исследований / К.Д. Зароченцев, А.И. Худяков // Экспериментальная психология. – М., 2005. – С.29-30
Конспект 2. Носс И.Н.: Проблема истинности психологического знания (С.23-31)
Конспект 3. Ноос И. Н. Проблемы научного познания в психологии (С. 32-36)
Конспект 4. Ноос И. Н. Качественное оценивание в психологии (С. 36-39)
Психологические особенности экспериментального общения.
Фрагмент для ознакомления
2
Конспект 1. Зароченцев К.Д. Этика психологических исследований / К.Д. Зароченцев, А.И. Худяков // Экспериментальная психология. – М., 2005. – С.29-30
Экспериментальная психология – отрасль научной психологии, которая занимается проблемами эмпирических психологических исследований.
Экспериментальная психология, с одной стороны выступает как отрасль психологии, с другой стороны, определяет ее лицо. Исторически именно она сначала выделилась в отдельную науку, а затем на данной основе была создана научная психология. Поэтому на графе ребра показывают однонаправленную связь экспериментальной психологии с научной.
Этика психологического исследования — это набор принципов и стандартов, которые направляют поведение исследователей в процессе проведения научных исследований. Этика играет ключевую роль в обеспечении безопасности, достоинства и прав участников исследования, а также в поддержании научной честности и достоверности результатов. Вот основные аспекты этики в психологических исследованиях:
1. Информированное согласие. Участники должны быть полностью информированы о целях, процедурах, возможных рисках и выгодах исследования. Исследователи должны получить добровольное согласие участников до начала исследования.
2. Конфиденциальность и анонимность. Личная информация участников должна быть защищена, и данные должны храниться в анонимной или конфиденциальной форме. Исследователи обязаны гарантировать, что результаты не позволят идентифицировать отдельных участников.
3. Минимизация вреда. Исследователи должны стремиться минимизировать физический и психологический дискомфорт, стресс или риск для участников. В случае возникновения непредвиденных негативных последствий исследователи должны быть готовы оказать необходимую помощь.
4. Право на отказ. Участники имеют право отказаться от участия в исследовании в любой момент без каких-либо негативных последствий для себя. Исследователи должны четко информировать участников об этом праве.
5. Деятельность с уязвимыми группами. Особое внимание должно уделяться защите прав и интересов уязвимых групп, таких как дети, пожилые люди или лица с ограниченными возможностями. Для работы с такими группами может потребоваться дополнительное согласие от законных представителей.
6. Честность и прозрачность. Исследователи должны честно представлять свои данные и результаты, избегая фальсификации или искажения информации. Плагиат и неэтичное использование данных строго запрещены.
7. Этические комитеты. Многие исследования требуют одобрения этических комитетов, которые оценивают соответствие проекта этическим стандартам. Эти комитеты помогают обеспечить защиту участников и соблюдение этических норм.
Эти принципы помогают поддерживать доверие между исследователями и обществом, а также способствуют проведению исследований, которые приносят пользу без нанесения вреда участникам.
Конспект 2. Носс И.Н.: Проблема истинности психологического знания (С.23-31)
Научное познание направлено на получение новых знаний, отражающих неизведанные связи в действительности, хотя можно исследовать и уже известные знания. Исследование характеризуется целенаправленностью, использованием научных методов, систематичностью и стремлением к открытию закономерностей. Научные истины могут касаться установления фактов, их описания, объяснения и предсказания. Задача научного познания не только в выявлении сущности объектов, но и в обнаружении фактов, через которые эта сущность проявляется. Научное исследование должно