Фрагмент для ознакомления
2
В структуре поэмы образ адресата становится некой «скрепой». В поэмах-эпистолах у Марины Цветаевой подчёркивается установка на особый диалог с адресатом, однако это может быть или особый сновидческий диалог, который преодолевает послание, или же диалог максимально реальный, практически будничный с адресатом потусторонним. Основной сюжет поэмы – это обретение лирической героиней с адресатом некой мистической связи, а также прорыв к истинному диалогу. В таком диалоге происходит рождение субъективной вселенной, которая противостоит объективной реальности. В свою очередь мотив запредельных странствий, а также выхода из реальности развитие получает в поэме «Попытка комнаты», а также в «Поэме Воздуха».
В поэме «Попытке комнаты» заметно усиливается сюрреалистическое начало, при том, как логика сна определяет само строение поэмы. «Поэма Воздуха» является мистико-философской лирической поэмой, в которой методом познания сверхчувственной реальности является особый духовный эксперимент на себе лирического субъекта, доводимый до выхода в бесконечность. При этом самопознание становится и знанием Бога и инобытия. В связи с этим космологическая картина в поэме представлена в качестве материализации процесса исповеди ее лирической героини. В этой поэме происходит завершение сюжета Встречи, а также сюжета Восхождения лирического «Л» непосредственно к Абсолюту. Во многом «Поэма Воздуха» подводит итог духовным исканиям Марины Цветаевой в период 20-х годов ХХ века [7, c. 25].
Поэма М. Цветаевой «Попытка комнаты» входит в лирический триптих, который включает еще две поэмы: «С моря» и «Новогоднее». В поэме «Попытка комнаты» прослеживаются мотивы сна, несбывшейся встречи, а также творчества. Фольклорные истоки имеет сам сюжет поэмы. У М. Цветаевой в поэме комната не достроена, а ее четвертая стена – это коридор [14, c. 114]. Такая стена-коридор выводит героиню за грань, за косность. В поэме М. Цветаевой героиня, возвращаясь к четвертой стене, тем самым обращаясь к теме смерти, и в этом случае появляется «тот свет». Из слов поэмы становится понятным, что речь ведется о путешествии героини в иной мир с целью ради встречи там с любимым. Мотив творчества проявляется в том, что комната словно бы написана. Ее можно охарактеризовать, как придуманная. И это тоже является подтверждением своего рода «иномирности» описываемого в поэме пространства. То есть тот, кого ожидает героиня, появиться должен не традиционно через дверь, а, скорее всего, через окно, ведь «ставни хлопают». В поэме М. Цветаевой «Попытка комнаты» сном является сама стена. Особую роль в этом плане играет и само название поэмы. В ритуальном аспекте «Попытка комнаты» можно понимать как некий жест комнаты, ее переход вместе с героиней за пределы обычного мира. В рассматриваемой поэме М. Цветаевой коридор, а также несуществующая четвертая стена обозначают переходную обрядность. Однако коридоры ведут не только в иной мир, а еще и ведут в прошлое, в воспоминанья детства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бурдина, С.В. «Вечные образы» мифа в поэме А. Ахматовой «Путем всея земли» / С.В. Бурдина. – Текст: непосредственный // Национальный менталитет и языковая личность. – Пермь, 2002. – С. 172-184.
2. Галиева, М.А. Поэма М.И. Цветаевой «Попытка комнаты»: «Род занятий коридорный». Фольклорная традиция в поэтике / М.А. Галиева. – Текст: непосредственный // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Филологич. науки. – 2016. – Вып. 99. – № 1. – С. 33-36.
3. Елеонская, Е.Н. Представление «того света» в сказочной традиции. – Текст: непосредственный // Елеонская, Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. – Москва, 1994. – C.77-81.
4. Жирмунский, В.М. Творчество Анны Ахматовой / В.М. Жирмунский. – Ленинград, 1973. – 312 с. – Текст: непосредственный.
5. Коркина, Е.Б. Лирический сюжет в фольклорных поэмах Марины Цветаевой / Е.Б. Коркина. – Текст: непосредственный // Русская литература. – 1987. – № 4. – С. 161-168.
6. Макашева, С.Ж. Поэтика фольклора в лирике М.И. Цветаевой (1916-1920 годы) / С.Ж. Макашева. – Текст: непосредственный // Вестн. Южно-Уральск. гос. гуманитар.-пед. ун-та. – 2017. – № 3. – С. 170-180.
7. Макашева, С.Ж. Фольклорные мотивы в лирике М. Цветаевой / С.Ж. Макашева. – Текст: непосредственный // Проблемы литературного образования: Материалы IХ всерос. науч.-практич. конференции. В 5-ти ч. Ч. 3. – Екатеринбург, 2003. – С. 24-26.
8. Маштакова, Л.В. Поэма А. Ахматовой «У самого моря» (1914): опыт символистского прочтения / Л.В. Маштакова. – Текст: непосредственный // А.А. Ахматова: русская и национальные литературы: Материалы международной научно-практической конференции 25-26 сент. 2019 г. / главный редактор М.Д. Амирханян. – Ереван: Лусабац, 2019. – С. 375-384.
9. Меньщикова, А.М. Вариативность и своеволие поэмы без героя» Анны Ахматовой / А.М. Мешьщикова. – Текст: непосредственный // А.А. Ахматова: русская и национальные литературы: Материалы международной научно-практической конференции 25-26 сент. 2019 г. / главный редактор М.Д. Амирханян. – Ереван: Лусабац, 2019. – С. 320-333.
10. Осипова, Н.О. «Homo Ludens» в автобиографической поэме русского зарубежья / Н.О. Осипова. – Текст: непосредственный // Вестн. Вятского гос. Ун-та. – 2017. – № 1. – С. 56-60.
11. Радь Э.А. Коннотации определения «блудный» в жизни и творчестве М.И. Цветаевой / Э.А. Радь. – Текст: непосредственный // Вестн. Воронежск. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. – 2017. – № 1. – С. 38-44.
12. Скрипова, О.А. Эволюция поэтической системы Марины Цветаевой: учебное пособие / О.А. Скрипова. – Москва: Эллис Лак, 2014. – 210 c. – Текст: непосредственный.
13. Топоров, В.Н. «Поэма без героя» в ритуальном аспекте / В.Н. Топоров. – Текст: непосредственный // Анна Ахматова и русская культура начала XX века: Тез. конф. ИМЛИ. – Москва, 1989. – С. 15-21.
14. Цветаева, М.И. Собрание сочинений: в 7 т. / М.И. Цветаева. – Москва: Эллис Лак, 1994. – Т. 3. – 246 с. – Текст: непосредственный.