Фрагмент для ознакомления
2
Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из значимых задач в обучении младших школьников, включенных в программу изучения русского языка в начальной школе. Чтение детей младшего школьного возраста подразумевает чтение произведений разных жанров, в том числе поэзии и прозы. Исходя из психологических особенностей развития детей в этом возрасте, можно сказать, что произведения, содержащие в качестве содержания яркие, эмоциональные литературные или поэтические образы, воспринимаются лучше, чем строгие, научные рассказы, лишенные авторского стиля и не активизирующие воображение и мыслительные способности детей младшего школьного возраста.
Кроме того, дети младшего школьного возраста находятся в правильном психологическом состоянии для понимания поэтических произведений. Это связано с тем, что внешняя структура, рифма и общий ритм поэзии способствуют созданию гармоничного стиля произведения и улучшают его восприятие.
Одним из видов художественной литературы, которые изучаются в начальной школе, является басня.
Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце текста басни заключается краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами как правило выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Басня является одним из древнейших литературных жанров. В Древней Греции известность получил Эзоп (VI—V века до нашей эры), который создавал басни в прозе. В Риме — Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» датируется III веком. Значимым баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век).
В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в 1-й пол. XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии формируется басенный вольный стих, который передает интонации непринуждённого и лукавого сказа
Основы методик и изучения жанра басни были изложены в трудах и исследованиях представителей классической отечественной педагогики: К. Д. Ушинским, Д. И. Тихомировым, В. Я. Стоюниным, В. П. Острогорским, В. П. Шереметьевским, Н. Н. Щепетовым и др. И в современном учебном процессе прослеживается обоснованное позиционирование басни как жанра дидактической словесности, т. е. художественно оформленной поучительной литературы, призванной изложить в форме словесно-художественных жанров философские, религиозные, моральные и научные мысли и идеи.
Сегодня в педагогической литературе представлен в обобщенном виде опыт учителей-практиков, которые предполагат и другие подходы к изучению басен младшими школьниками (Г. Г. Митеханова, Н. Н. Каравайная, А. А. Пухлова, С. В. Ильенко, Е. Б. Иванова, Е. В. Потягайло, О. Л. Штукатурова и др.). Одно из результативных направлений связано с применением методического приёма драматизаций.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрианова, М.Е. Басни Крылова в начальной школе / М.Е. Андрианова. М., 1989.
2. Кутьева, Н.Д. Литература в начальной школе / Н.Д. Кутьева. М., 1993.
3. Молько, А. В. Вопросы изучения произведений басенного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе / А. В. Молько, С. Э. Исламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86288/ (дата обращения: 28.10.2024).