Фрагмент для ознакомления
2
«Разработка проекта СТО»
Тема 2. Требования охраны труда к производственным помещениям, производственным помещениям и размещению оборудования
Задание: разработать проект станции для оказания услуг по обслуживанию автомобильного транспорта с учетом требований безопасности.
№ цеха* Наименование участка
I Участок приемки-выдачи
II Участок диагностики
III Участок ТО и ТР
IV Участок агрегатно-механический
V Участок кузовной
V I Участок окрасочный
VII Участок ремонта электрооборудования
VIII Участок шиномонтажный
Таблица 1.1 – Перечень оборудования для участков станции
Наименование оборудования Краткая характеристика Число единиц Площадь, м2
1 2 3 4
Участок приемки-выдачи
1. Подъемник для легковых автомобилей ППД-2 Тип: стационарный двухстоечный с электроприводом. Грузоподъемность, кг: 3000; высота подъема, мм: 1650; мощность электродвигателя, кВт: 7,4; габаритные размеры, мм: 2450 × 4100 × 3200; масса, кг: 1275 1 10,045
2. Газоанализатор
Инфракар М-1Т.01
Габаритные размеры, мм: 310 × 355 × 180; масса, кг: 7 1 0,10
3. Стенд проверки амортизаторов APF110
Тип: стационарный двухстоечный с электроприводом. Грузоподъемность, кг: 3000; высота подъема, мм: 1650; мощность электродвигателя, кВт: 7,4; габаритные размеры, мм: 2450 × 4100 × 3200; масса, кг: 1275 1 10,045
Участок диагностики
1.Стенд сход-развал Тип: стационарный двухстоечный с электроприводом. Грузоподъемность, кг: 3000; высота подъема, мм: 1650; мощность электродвигателя, кВт: 7,4; габаритные размеры, мм: 2450 × 4100 × 3200; масса, кг: 1275 1 10,045
2.Стенд для проверки тормозов СТС-10 Тип: стационарный двухстоечный с электроприводом. Грузоподъемность, кг: 3000; высота подъема, мм: 1650; мощность электродвигателя, кВт: 7,4; габаритные размеры, мм: 2450 × 4100 × 3200; масса, кг: 1275 1 10,045
3. Газоанализатор
Инфракар М-1Т.01
Габаритные размеры, мм: 310 × 355 × 180; масса, кг: 7 1 0,10
Участок ТО и ТР
1. Подъемник для легковых автомобилей ППД-2 Тип: стационарный двухстоечный с электроприводом. Грузоподъемность, кг: 3000; высота подъема, мм: 1650; мощность электродвигателя, кВт: 7,4; габаритные размеры, мм: 2450 × 4100 × 3200; масса, кг: 1275 2 10,045
2. Станок сверлильный Тип: настольный электромеханический вертикальный. Мощность электродвигателя, кВт: 3,2; габаритные размеры, мм: 710 × 390 1 0,277
3. Нагнетатель смазочный, мод. С-321м Тип: пневматический. Давление, МПа: номинальное – 25, максимальное – 35; емкость бака, л: 40; мощность электродвигателя, кВт: 0,55; габаритные размеры, мм: 163 × 870 × 710; масса, кг: 20 1 0,141
4. Установка заправочная передвижная для масел, мод. С-233 Подача при 40 двойных ходах в минуту, л: 3; емкость бака, л: 35; габаритные размеры, мм: 540 × 370 × 1000; масса, кг: 20 1 0,199
5. Установка передвижная для сбора отработанных масел, мод. С-508 Емкость бака, л: 63; длина сливного шланга, мм: 600; габаритные размеры, мм: 730 × 550 × 1080; масса, кг: 34 1 0,401
6. Компрессор передвижной, мод. К-2 Производительность, м/мин: 0,63; давление сжатого воздуха, МПа: 1; емкость рессивера, м3 0,15; мощность электродвигателя, кВт: 5,5; габаритные размеры, мм: 1300 × 620 × 1250; масса, кг: 270 1 0,78
Участок агрегатно-механический
1. Шлифовальный станок Тип: электромеханический настольный. Мощность, Вт: 3, 7; габаритные размеры, мм: 312 × 72 × 238; масса, кг: 40 1 0,02
2. Шкаф для инструментов и материалов Тип: металлический разборный. Габаритные размеры, мм: 1300 × 800 × 450; масса, кг: 40 1 0,525
3. Слесарный верстак Габаритные размеры, мм: 600 × 1420 × 1200; масса, кг: 95 1 0,852
4. Противопожарный щит Тип: металлический передвижной. Масса, кг: 28 1
5. Сварочный
трансформатор Мощность, кВт: 20; напряжение тока, В: 380; максимальный ток сварки, А: 200; постоянный ток сварки, А: 100; габаритные размеры, мм: 1050 × 400 × 500 1 0,42
Участок кузовной
1. Стенд для правки кузовов Тип: электромеханический. Мощность, Вт: 22; габаритные размеры, мм: 1850 × 800; масса, кг: 260 1 1,48
2. Сварочный
трансформатор Мощность, кВт: 20; напряжение тока, В: 380; максимальный ток сварки, А: 200; постоянный ток сварки, А: 100; габаритные размеры, мм: 1050 × 400 × 500 1 0,42
3. Стол жестянщика Тип: металлический разборный. Габаритные размеры, мм: 700 × 1625 × 1800; масса, кг: 55 1 0,87
4. Шлифовальный станок Тип: электромеханический настольный. Мощность, Вт: 3, 7; габаритные размеры, мм: 312 × 72 × 238; масса, кг: 40 1 0,02
Участок окрасочный
1.Покрасочная камера» Standart» Мощность теплообменника (не горелки) 210 кВт
Освещенность (в люксах) 1100 Лк
Макс. мощность потребления 16,5 кВт.
Скорость воздухопотока в пустой камере 0,206 м/с
Дверь персонала со смотровым окном и замком-клапаном, устанавливается в любое место 800х2000 мм.
3-х створчатые ворота 3200х2650 мм.
Стеновые сэндвич панели, наполнитель — пенополистерол Толщина 50 мм.
Теплообменник округлой формы изготовлен из термостойкой, нержавеющей стали. 1000х690х790 мм
1
2. Полировочная машина Тип: настольный электромеханический вертикальный. Мощность электродвигателя, кВт: 3,2; габаритные размеры, мм: 710 × 390 1 0,277
Участок ремонта электрооборудования
1.Стенд MD-2 для проверки стартеров Тип: электромеханический. Мощность, Вт: 22; габаритные размеры, мм: 1850 × 800; масса, кг: 260 1 1,48
2. Прибор Та-1 Тип: электромеханический настольный. Мощность, Вт: 3, 7; габаритные размеры, мм: 312 × 72 × 238; масса, кг: 40 1 0,02
Участок шиномонтажный
1. Стенд для демонтажа шин, мод. Ш-516 Источник питания, В: 380; производительность: 20–24. Габаритные размеры, мм: 1005 × 520 × 1080; масса, кг: 260 1 0,522
2. Стенд для балансировки колес Тип: электрический. Напряжение, В: 220; габариты, мм: 250 × 650 × 1200; масса, кг: 30 1 0,162
Практическое задание 2
«Анализ требований безопасности при проведении работ на участке приемки и выдачи автомобиля СТО»
Тема 3. Требования охраны труда к техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и их составных частей
Задание: получить практические навыки анализа безопасности технологических процессов и производств.
Таблица 2.1 – Анализ требований безопасности при проведении работ на участке приемки и выдачи
Наименование применяемого оборудования Анализ рисков ОВПФ Требования к персоналу (возраст,
образование)* Требования к монтажу** Требования к эксплуатации** Требования к ремонтным работам**
Технологический процесс «Осмотр»
Подъемник для легковых автомобилей ППД-2 Удар работника или падение на работника предмета, тяжелого инструмента или груза, упавшего при перемещении или подъеме - действие силы тяжести в тех случаях, когда оно может вызвать падение твердых, сыпучих, жидких объектов на работающего;
- действие силы тяжести в тех случаях, когда оно может вызвать падение работающего, стоящего на опорной поверхности, на эту же опорную поверхность;
- действие силы тяжести в тех случаях, когда оно может вызвать падение работающего с высоты; 1. Не моложе 18 лет
2. К работе допускаются лица, изучившие настоящий паспорт, прошедшие инструктаж по мерам безопасности и особенностям его эксплуатации. 5.6.1. Монтаж и эксплуатацию электроаппаратуры осуществить в полном соответствии с требованиями «Правил устройства электроустановок», «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок». Электродвигатели, стойки электроаппаратура должны быть надежно заземлены. 5.6.2.. Проверить работу верхнего и нижнего конечных выключателей без нагрузки следующим образом: а) включить входной автоматический выключатель QF, расположенный на пульте, подать напряжение в цепь управления подъемника; б) нажать на пульте кнопку выключателя подъема (кнопку «Вверх»), при этом включаются электродвигатели обеих стоек и каретки начинают подниматься. При достижении кареткой верхнего положения должен сработать конечный выключатель верхнего положения и двигатели обеих стоек должны отключаться; в) нажать на кнопку «Вниз», при этом должны включиться электродвигатели обеих стоек и каретки будут опускаться. При достижении каретками крайнего нижнего положения должен срабатывать конечный выключатель нижнего положения и двигатели обеих стоек должны отключиться. 5.7. Во время подъема или опускания автомобиля помимо оператора, находящегося у пульта управления, должен присутствовать работник, который обязан вести наблюдение за положением автомобиля и работой стоек со стороны, невидимой оператору, и при возникновении какой-либо опасности подать оператору сигнал о немедленной остановке подъемника. Перед подъемом автомобиля убедиться в правильном положении подхватов с опорами под днищем автомобиля. 5.13. После незначительного подъема автомобиля необходимо убедиться в правильном положении автомобиля на подхватах. 5.14. Запрещается проводить обслуживание автомобиля на подъемнике находящемся под напряжением. 8.2. Раз в год производить смазку подшипников верхней опоры винта через масленку, установленную в корпусе подшипников, а также цепь и звездочку. 8.3. Раз в месяц производить проверку и подтяжку резьбовых соединений, в том числе крепления верхней плиты к стойке и стойки к основанию. 8.5. Раз в месяц производить проверку натяжения ремней ременной передачи. Натяжение регулируется перемещением кронштейна с электродвигателем относительно верхней плиты стойки. Натяжение ремней контролировать величиной прогиба: при усилии на ветвь равном 40Н прогиб должен быть в пределах 11…18 мм. 8.6. Постоянно проверять исправное состояние электропроводящих кабелей. 8.7. Раз в шесть месяцев проводить подтяжку винтов крепления электрооборудования пульта и электропроводов разводки.
Технологический процесс «Проверка СО»
Газоанализатор ИНФРАКАР М-1Т.01 Отравление при вдыхании паров вредных жидкостей, газов, пыли, тумана, дыма и твердых веществ - вещества, обладающие острой токсичностью по воздействию на организм (ядовитые вещества/химикаты/химическая продукция);
- вещества, вызывающие поражение (некроз/омертвление или раздражение) кожи;
- вещества, вызывающие серьезные повреждения или раздражение глаз;
- мутагенные вещества;
- канцерогенные вещества;
-сенсибилизирующие (аллергенные) вещества;
- опасные и вредные производственные факторы, связанные с чрезмерным загрязнением воздушной среды в зоне дыхания 1. Не моложе 18 лет
2. К работе допускаются лица, изучившие настоящий паспорт, прошедшие инструктаж по мерам безопасности и особенностям его эксплуатации. Прибор обслуживается одним оператором. 9.2 Установить пробозаборник прибора в выхлопную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза (до упора) и зафиксировать его зажимом. Произвести настройку нулей всех каналов нажатием кнопки ►0◄ .Должно быть обеспечено поступление чистого воздуха, не загрязненного выбросами СО2, СО и СН. Нажатие и удержание кнопки 4/2 такта позволяет установить в тахометре тип двигателя, к которому подключен прибор (двух- четырехтактный). Короткое нажатие на кнопку 4/2 такта позволяет проконтролировать тип двигателя, установленный в тахометре (двухчетырехтактный). После длительного хранения в условиях повышенной влажности прибор перед включением следует выдержать при нормальных условиях в течении 12 ч. 6.2 При большой разности температур в складских и рабочих помещениях, полученный со склада прибор выдержите не менее 2 ч в нормальных условиях в упаковке При засорении отверстия в штуцере слива вода, содержащаяся в выхлопных газах автомобиля, перестает отделяться и попадает в измерительную камеру. Прибор автоматически отключает рабочий насос и включает продувку нуля. Продувка продолжается до тех пор, пока уровень сигнала не достигнет значения, близкого к максимальному. После этого снова включается рабочий насос. Если уровень сигнала снова начинает уменьшаться, то цикл продувки повторяется. Необходимо немедленно прекратить измерения выхлопных газов, убрать зонд из выхлопной трубы автомобиля и оставить прибор включенным до полного удаления влаги из газового тракта.
Проверка подвески и амортизаторов
Стенд проверки амортизаторов APF110
Удар работника или падение на работника предмета, тяжелого инструмента или груза, упавшего при перемещении или подъеме - действие силы тяжести в тех случаях, когда оно может вызвать падение твердых, сыпучих, жидких объектов на работающего;
- действие силы тяжести в тех случаях, когда оно может вызвать падение работающего, стоящего на опорной поверхности, на эту же опорную поверхность;
- действие силы тяжести в тех случаях, когда оно может вызвать падение работающего с высоты;
- движущиеся (в том числе разлетающиеся) твердые, жидкие или газообразные объекты, наносящие удар по телу работающего (в том числе движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; 1. Не моложе 18 лет
2. К работе допускаются лица, изучившие настоящий паспорт, прошедшие инструктаж по мерам безопасности и особенностям его эксплуатации. Стенд рекомендуется монтировать в крытом помещении с диапазоном рабочих температур от минус 10 до плюс 40 С, относительной влажностью не более 85%. Установку стенда на месте эксплуатации необходимо производить на горизонтальную площадку с твердым покрытием. Неровности и уклон площадки должны быть не более 10мм на 1м. 7.2.3 Площадка для установки эстакады и блока опорных устройств должна выдерживать удельное давление не менее 5кг/см2 . При этом неровности и уклон площадки под эстакаду должны быть не более 5мм на 1м. СТС10У.24.00.00.000 РЭ 27 7.2.4 Неплоскостность площадки под блок опорных устройств должна быть не более 3мм1 . В случае возникновения затруднений при обеспечении этих требований допускается установка под опоры опорных устройств набора стальных прокладок размерами 200×300мм, изготавливаемых силами потребителя. 7.2.5 Разновысотность ближайших к опорным устройствам площадок под опорами платформ въезда и площадок под опоры опорных устройств не должна превышать 5мм. Это требование также можно выполнить при помощи прокладок, устанавливаемых под четыре ближайшие к опорным устройствам опоры платформ въезда. 7.2.6 Габаритные размеры помещения должны быть достаточными для возможности диагностирования тормозных систем АТС, используемых у потребителя, при этом на всех этапах диагностирования АТС должно полностью находиться внутри помещения. Монтаж рекомендуется производить в помещениях, имеющих сквозной проезд. Во время проведения диагностирования стенд может обслуживаться оператором ПК и оператором-контролером (водителем) диагностируемого АТС, прошедшим предварительный инструктаж. Оператор ПК остаётся в офисе за столом и оттуда производит управление диагностированием. Оператор-контролер (водитель) выполняет команды оператора ПК, которые получает от него по радиотелефону. 8.1.2 Испытанию подвергают АТС в снаряженном состоянии1 . Допускается проведение испытаний в режимах частичного, полного и экстренного торможения АТС, если нагрузка на ось не превышает 10.000 кг для СТС-10У-СП-24 и 13.000 кг для СТС-13У-СП-24. 8.1.3 Шины АТС, проходящего проверку, должны быть чистыми и сухими. АТС должны быть укомплектованы шинами в соответствии с требованиями изготовителя согласно эксплуатационной документации изготовителя или правил эксплуатации автомобильных шин. Давление в шинах должно быть равномерным и иметь значение не менее среднего (из диапазона, указанного изготовителем для данного АТС). Тормозные колодки - просушены (например, торможением в течении нескольких секунд перед въездом на стенд). Также следует избегать односторонней загрузки АТС при тестировании. 8.1.4 Двигатель АТС, проходящего проверку, должен быть отсоединен от трансмиссии после проезда до диагностируемой оси, приводы дополнительных мостов отключены, а межосевые дифференциалы разблокированы (если это предусмотрено конструкцией АТС). Техническое обслуживание стенда складывается из технического обслуживания составных частей и включает в себя обслуживание: – эстакады; – блока опорных устройств; – мотор – редукторов; – офиса. Техническое обслуживание стенда подразделяется на ежедневное, еженедельное, ежемесячное, полугодовое и годовое. Ежедневное и еженедельное техническое обслуживание проводится персоналом, работающим на стенде. Ежемесячное, полугодовое и годовое – специальным персоналом совместно с персоналом, работающим на стенде.
Практическое задание 3
«Анализ требований безопасности при проведении работ на участке диагностики автомобилей СТО»
Тема 3. Требования охраны труда к техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и их составных частей
Задание: получить практические навыки анализа безопасности технологических процессов и производств.
Таблица 3.1 – Анализ требований безопасности при проведении работ на участке диагностики
Наименование применяемого оборудования Анализ рисков ОВПФ Требования к персоналу (возраст,
образование)* Требования к монтажу** Требования к эксплуатации** Требования к ремонтным работам**
Технологический процесс «Проверка тормозов»
Стенд для проверки тормозов СТС-10 Удар работника или падение на работника предмета, тяжелого инструмента или груза, упавшего при перемещении или подъеме - действие силы тяжести в тех случаях, когда оно может вызвать падение твердых, сыпучих, жидких объектов на работающего;
- действие силы тяжести в тех случаях, когда оно может вызвать падение работающего, стоящего на опорной поверхности, на эту же опорную поверхность;
- действие силы тяжести в тех случаях, когда оно может вызвать падение работающего с высоты;
- движущиеся (в том числе разлетающиеся) твердые, жидкие или газообразные объекты, наносящие удар по телу работающего (в том числе движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования;
- опасные и вредные производственные факторы, связанные с механическими колебаниями твердых тел и их поверхностей и характеризуемые:
1) повышенным уровнем общей вибрации; 2) повышенным уровнем локальной вибрации; 1. Не моложе 18 лет
2. К работе допускаются лица, изучившие настоящий паспорт, прошедшие инструктаж по мерам безопасности и особенностям его эксплуатации. 7.2.1 Стенд рекомендуется монтировать в крытом помещении с диапазоном рабочих температур от минус 10 до плюс 40 С, относительной влажностью не более 85%. 7.2.2 Установку стенда на месте эксплуатации необходимо производить на горизонтальную площадку с твердым покрытием. Неровности и уклон площадки должны быть не более 10мм на 1м. 7.2.3 Площадка для установки эстакады и блока опорных устройств должна выдерживать удельное давление не менее 5кг/см2 . При этом неровности и уклон площадки под эстакаду должны быть не более 5мм на 1м. СТС10У.24.00.00.000 РЭ 27 7.2.4 Неплоскостность площадки под блок опорных устройств должна быть не более 3мм1 . В случае возникновения затруднений при обеспечении этих требований допускается установка под опоры опорных устройств набора стальных прокладок размерами 200×300мм, изготавливаемых силами потребителя. 7.2.5 Разновысотность ближайших к опорным устройствам площадок под опорами платформ въезда и площадок под опоры опорных устройств не должна превышать 5мм. Это требование также можно выполнить при помощи прокладок, устанавливаемых под четыре ближайшие к опорным устройствам опоры платформ въезда. 7.2.6 Габаритные размеры помещения должны быть достаточными для возможности диагностирования тормозных систем АТС, используемых у потребителя, при этом на всех этапах диагностирования АТС должно полностью находиться внутри помещения. Монтаж рекомендуется производить в помещениях, имеющих сквозной проезд. 8.1.1 Во время проведения диагностирования стенд может обслуживаться оператором ПК и оператором-контролером (водителем) диагностируемого АТС, прошедшим предварительный инструктаж. Оператор ПК остаётся в офисе за столом и оттуда производит управление диагностированием. Оператор-контролер (водитель) выполняет команды оператора ПК, которые получает от него по радиотелефону. 8.1.2 Испытанию подвергают АТС в снаряженном состоянии1 . Допускается проведение испытаний в режимах частичного, полного и экстренного торможения АТС, если нагрузка на ось не превышает 10.000 кг для СТС-10У-СП-24 и 13.000 кг для СТС-13У-СП-24. 8.1.3 Шины АТС, проходящего проверку, должны быть чистыми и сухими. АТС должны быть укомплектованы шинами в соответствии с требованиями изготовителя согласно эксплуатационной документации изготовителя или правил эксплуатации автомобильных шин. Давление в шинах должно быть равномерным и иметь значение не менее среднего (из диапазона, указанного изготовителем для данного АТС). Тормозные колодки - просушены (например, торможением в течении нескольких секунд перед въездом на стенд). Также следует избегать односторонней загрузки АТС при тестировании. 8.1.4 Двигатель АТС, проходящего проверку, должен быть отсоединен от трансмиссии после проезда до диагностируемой оси, приводы дополнительных мостов отключены, а межосевые дифференциалы разблокированы (если это предусмотрено конструкцией АТС). Техническое обслуживание стенда складывается из технического обслуживания составных частей и включает в себя обслуживание: – эстакады; – блока опорных устройств; – мотор – редукторов; – офиса. 13.1.4 Техническое обслуживание стенда подразделяется на ежедневное, еженедельное, ежемесячное, полугодовое и годовое. Ежедневное и еженедельное техническое обслуживание проводится персоналом, работающим на стенде. Ежемесячное, полугодовое и годовое – специальным персоналом совместно с персоналом, работающим на стенде.