Фрагмент для ознакомления
2
1.Мартин Лютер. «95 тезисов» (1517 г.). Критика продажи индульгенций, начало полемика с папой. Коммуникационное и пражурналистское значение деятельности Лютера.
Мартин Лютер, немецкий монах и теолог, в 1517 году опубликовал свои знаменитые «95 тезисов», которые стали основополагающим документом Реформации и началом серьезного конфликта с католической церковью. Основная цель этих тезисов заключалась в критике практики продажи индульгенций, что Лютер считал не только морально неприемлемым, но и противоречащим библейским учениям.
Лютер был возмущен тем, что индульгенции использовались для сбора денег на строительство собора Святого Петра в Риме и другие церковные нужды. Он утверждал, что эта практика создает ложное чувство безопасности у верующих, которые полагают, что могут купить прощение своих грехов. В своих тезисах он подчеркивал, что истинное покаяние и спасение достигаются через веру и личные отношения с Богом, а не через финансовые пожертвования церкви[ Хельфельд, фон М. «95 тезисов» Мартина Лютера – 31 октября 1517 года / М. фон Хельфельд, А. Иванов, С. Вильгельм // Deutsche Welle. – 2009. – 25 мая. – URL: https://p.dw.com/p/HtUc.].
После публикации тезисов Лютер не ожидал такого резкого отклика. Его идеи быстро распространились благодаря печатному станку, что привело к массовым дискуссиям и конфликтам внутри церкви. Папа Лев X изначально не придал этому значению, однако вскоре Лютер стал объектом серьезной критики со стороны церковных властей[ Шабуров, Н. Генеалогия протеста. Как «95 тезисов» Мартина Лютера превратились в 500 лет существования протестантизма в мире и в России / Н. Шабуров, А. Бычков, И. Грибовская // ТАСС. – URL: https://tass.ru/spec/reformatio.]. Его идеи оспаривали не только индульгенции, но и авторитет папы как посредника между Богом и человеком.
Деятельность Лютера имела огромное коммуникационное значение. Он использовал доступные ему средства массовой информации своего времени — печатный станок — для распространения своих идей. Это позволило ему обратиться к широкой аудитории и вызвать общественное обсуждение религиозных вопросов, что было невозможно ранее. Лютер стал символом борьбы за реформы в церкви и за право каждого человека интерпретировать Священное Писание самостоятельно.
Лютер также считается одним из первых пражурналистов. Его публикации и проповеди стали основой для нового типа общественного дискурса, который основывался на идеях свободы совести и индивидуальной ответственности перед Богом. Он способствовал формированию протестантской идентичности и вызвал волну протестов против католических догм, что в конечном итоге привело к созданию новых протестантских конфессий.
Таким образом, «95 тезисов» Мартина Лютера не только стали началом Реформации, но и оказали глубокое влияние на развитие коммуникации и журналистики в Европе, открыв новые горизонты для религиозной дискуссии и самовыражения верующих.
Эразм Роттедамский. «Похвала глупости» (1509 г.). Жанр «похвалы» (Исократ, Лукиан, «похвалы» лысине, лихорадке, комару и т.д.). Антиномии «Похвалы глупости»