Фрагмент для ознакомления
1
Содержание программы
1. Целевой раздел ………………………………………………………… 3
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………… 3
1.2. Принципы реализации программы ……………………………………. 7
2. Содержательный раздел ……………………………………………... 8
2.1. Общая характеристика программы ……………………………………. 8
2.2. Основные формы и направления работы по реализации программы .. 9
2.3. Этапы реализации программы …………………………………………. 10
3. Результаты реализации программы ………………………………... 13
4.
5.
Заключение ……………………………………………………………. 17
Методическое обеспечение программы …………………………… 18
Фрагмент для ознакомления
2
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Современный мир похож на большую гонку. Где каждый из нас куда-то бежит, за чем-то спешит и никак не остановится. Эта бесконечная и безостановочная гонка не может не сказаться на нашем здоровье. В первую очередь страдает психика – самый хрупкий и нежный сосуд нашего здоровья. С каждым годом увеличивается количество психических заболеваний в том числе и у детей. Как помочь себе и своему ребенку?
Прежде всего - просвещение! Каждый человек должен знать о способах саморегуляции и самовосстановления в сложных ситуациях. Для того чтобы это знание «сложилось» и «воспиталось» в человеке, необходимо еще в детстве дать ему его основы. День психологии должен стать одним из дней, когда педагоги обязаны обратить внимание детей на возможные проблемы, связанные с психическим здоровьем, и способы их разрешения.
Проектная деятельность имеет особую педагогическую значимость. Она открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка, раскрывает его индивидуальность.
Неделя психологии является одним из проектов, способствующих социально-психологической адаптации детей. Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребенка к школе зависит от объединенных усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи. Однако, в дошкольных учреждениях, не имеющих психологов, как правило, не проводится дополнительная работа по повышению психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей.
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного образовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института – семья и образовательное учреждение, которое посещает ребёнок. В действующих на сегодняшний день нормативных документах Министерства образования и науки мы чётко видим одно из поставленных перед нами направлений в педагогической деятельности – это более полное использование потенциала семьи в воспитании детей.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании».
В основе разработанного плана по работе с родителями лежит признание приоритета семейного воспитания, что требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единых подходов в воспитании ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Вышесказанным обусловлена актуальность.
«Удивительное рядом, оно в жизни вокруг нас.
Искать его не надо, есть оно во мне и в вас,
Надо лишь остановиться, не спешить и не бежать.
Не ругаться и не злиться, в себе чудо отыскать…
Ю. Марковцев
На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольников очевидна. От состояния их здоровья зависят качественные и количественные характеристики будущего поколения. Важной предпосылкой физического здоровья является здоровье психологическое. В последние годы растет количество детей с нарушением психоэмоционального развития. Поэтому особое значение приобретают задачи сохранения психологического здоровья детей и формирования их эмоционального благополучия. Проект «Неделя родительской компетентности» направлен на создание развивающей среды, способствующей повышению психологической культуры взрослых и детей через проведение нетрадиционных мероприятий с целью формирования ценностного отношения участников воспитательно-образовательного процесса к своему психологическому здоровью. Забота о психологическом здоровье ребенка в образовательном пространстве национальный приоритет. Неделя психологии – это интересная, творческая форма работы взаимодействия ДОУ и семьи. Это актуально в рамках работы дошкольного учреждения по новым требованиям ФГОС ДО. Изучая статьи, в которых отражен опыт проведения недели психологии в дошкольных учреждениях и школах, было принято решение об организации проекта «Неделя родительской компетентности». Проведение мероприятий в рамках этого проекта способствует повышению психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей, что в свою очередь является фактором повышения качества образовательного процесса. В проекте задействованы все сотрудники, родители и дети детского сада.
В данном плане аккумулирован передовой педагогический опыт по проблеме сотрудничества с семьями, который представлен по направлениям:
- подходы и приемы налаживания контакта с семьями и активизации их участия в жизнедеятельности дошкольников;
- интересные идеи в организации различных форм мероприятий для родителей и вместе с родителями в течение года.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольной организации и семье. Для специалистов и педагогов
Фрагмент для ознакомления
3
Методическое обеспечение:
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
· Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил»).
· Устав МБДОУ «Детский сад №81 «Островок» г. Смоленска.
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Используемая литература:
1. Азарова Т., Битянова М., Беглова Т. И др. Неделя психологии в школе - М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с.: ил. Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог».
2. Гладких Л.П. Мамина школа: программа для детских садов, семейных гостиных и семейных клубов.- М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.– М., 2002. - 120 с.
4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2003. – 128 с.
5. Князева П. Неделя психологии в детском саду, газета Школьный психолог № 24, 2007 года.
6. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Серия: Психологические беседы «Воспитание нравственных качеств у детей».
7. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина И.В. 55 идей для вовлечения
родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
8. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М.: АРКИ, 2001.
9. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. / Л.Е. Осипова.– М.:
«Издательство Скрипторий». 2008. – 72 с.
10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
11. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения (Авт. - сост. О. И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009).
12. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
/ О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004. - 80с
13. Степанова С.С. Что вы знаете и не знаете о себе и других», «Феникс», 1996г.
14. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, Ярославль: Академия развития 2003 г.
15. Уханова А.В. Программы развития эмоционально — волевой и коммуникативной сферы дошкольников (приложение к Первому сентября № 2 — июнь 2008).
16. Шакурова М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа «Семья»/Социальная педагогика. - 2006 №1. С.87-98.
Интернет-ресурсы:
http://psyhelp.rodim.ru/prtch/index.html.
https://infourok.ru/plan-raboty-s-roditelyami-vospityvaem-vmeste-6853638.html
https://ds16gshum.ru/wp-content/uploads/2021/05/proekt-nedelia-psihologii.pdf