Фрагмент для ознакомления
2
Задание для самостоятельной работы по теме №1
Тема: Введение в логопедию
Задание 1. Составление тезауруса.
Составьте словарь понятий и терминов, используя «Понятийно-терминологический словарь логопеда».
Речь. Это сложная психическая деятельность, которая выступает или в виде целостного акта деятельности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность.
Язык. Это система словесного выражения мыслей, служащая средством общения людей.
Речевая деятельность. Это процесс, который подразумевает использование языка для коммуникации в обществе.
Логопедия. Это специальная педагогическая наука о нарушениях речи способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Дефект речи. Неправильное произношение звуков, вызванное недостаточной развитостью артикуляционного аппарата или нарушением его работы вследствие целого ряда причин.
Речевые нарушения. Это отклонения в речевой деятельности от общепринятых языковых норм, затрудняющие общение и адаптацию индивида в социуме.
Норма речи. Это общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности.
Развитие речи. Это особенности формирования языковой системы человека, закономерности овладения всеми компонентами речи.
Онтогенез речевой деятельности. Это индивидуальные особенности становления языковой системы, закономерности овладения человеком всеми компонентами речи, начиная с первых речевых проявлений (гуления, лепета) и заканчивая свободным владением родным языком.
Недоразвитие речи. Это качественно более низкий уровень той или иной речевой функции или речевой системы в целом при здоровом слухе и сохранном интеллекте.
Коррекция речевых нарушений. Это специальным образом организованная педагогическая помощь, которая носит дифференцированный характер с учётом разновидности нарушений.
Компенсация речевого нарушения. Это сложный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма, включает восстановление или замещение утраченных, или нарушенных функций, а также их изменение.
Абилитация детей с речевыми нарушениями. Это система учебно-педагогических мероприятий, направленных на раннее выявление и преодоление отклонений в развитии речи.
Логопедическое воздействие. Это педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи /Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. М: Просвещение, 1968.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
3. Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине (этиология). - М., 1962.
4. Дефектологический словарь / Гл. ред. А.И. Дьячков, 2000.
5. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 2004.
6. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2008. 680 с.
7. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Волкова Л. С., Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – М: Просвещение, 2009. – 528 с.
8. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница. - Минск: Аверсэв, 2006. – 103 с.
9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - СПБ.: Питер, 2008.
10. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПБ.: Питер, 2006.
11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Academia, 2007.
12. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 448 с.
13. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.: ил. С.127-131
14. Хватцев М.Е. Логопедия. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности: «Дефектология», М., Просвещение, 2009.
15. Хрестоматия по логопедии в 2-х томах: т.1 – 560 с., т.2 – 656 с. /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 2007. 560 с.
16. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи / Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.