Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные условия глобализации и интеграции экономики ставят перед таможенными органами множество вызовов, которые требуют скорейшего решения и адаптации.
Таможенная деятельность является ключевым элементом в обеспечении экономической безопасности государства, сохранения национального рынка, защиты прав потребителей и содействия торговле. В условиях быстрого изменения международной среды и растущего объема торговли вопросы совершенствования таможенной деятельности становятся особенно актуальными.
Актуальность исследования проблемы совершенствования таможенной деятельности определяется несколькими факторами.
Во-первых, в последние годы наблюдается значительное увеличение объемов международной торговли, что требует от таможенных органов высокой степени мобильности и оперативности в обработке грузов. Наличие сложных и многоуровневых логистических цепочек, а также разнообразия товаров и их происхождения вызывает необходимость в усовершенствовании процедур таможенного контроля и оформления.
Во-вторых, рост угроз, связанных с контрабандой и незаконным оборотом товаров, требует от таможенных служб более серьезных мер по обеспечению безопасности границ. Эффективная таможенная деятельность становится важным инструментом борьбы с международной преступностью и защитой общества от опасностей, связанных с незаконным импортом товаров.
В-третьих, стремительное развитие технологий и внедрение цифровизации в различные сферы экономики кардинально меняют подходы к организации таможенной работы. Использование электронных систем, интеллектуальных технологий и больших данных позволяет качественно изменить методы работы таможенных органов, повысить их эффективность и снизить временные затраты на обработку заявок. Однако внедрение новых технологий также ставит перед государством необходимость решения вопросов, связанных с кибербезопасностью, защитой данных и подготовкой кадров, способных эффективно использовать новые инструменты.
Также стоит отметить, что взаимодействие таможенных органов с другими государственными структурами и частным сектором приобретает особую значимость. Разработка и внедрение эффективных механизмов сотрудничества между таможенными службами, налоговыми органами, пограничниками и бизнесом являются необходимыми условиями для обеспечения прозрачности и правоприменительной стабильности.
Цель данного исследования заключается в анализе актуальных проблем совершенствования таможенной деятельности, а также в разработке рекомендаций по их преодолению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
- изучить понятие и систему таможенных органов Российской Федерации и проблемы их функционирования;
- рассмотреть сущность, цели и функции таможенной деятельности в Российской Федерации;
- исследовать проблемы деятельности таможенных органов в современных условиях;
- выявить совершенствование системы таможенной деятельности в Российской Федерации.
1. Теоретические основы таможенной деятельности
1.1 Понятие и система таможенных органов Российской Федерации и проблемы их функционирования
Наше государство на современном этапе развития претерпевает определенные изменения, которые связаны и происходят в различных отраслях и сферах. Меняется рыночная система, увеличивается количество международных перевозок и поставок. Развиваются внешнеэкономические связи. В связи с чем, необходимо иметь четкое представление о таможенных органах, системе таможенных органов в нашей стране, а также о том какое место и роль в деятельности органов исполнительной власти они занимают.
Если говорить о понятии таможенных органов, то в целом их можно представить как органы исполнительной власти, в полномочия которых включены мероприятия в сфере, связанной с таможенным делом на территории, которая подотчетна этим таможенным органам.
При этом, важно отметить, что в своей совокупности все таможенные органы образуют систему. Указанная система является централизованной, что, в свою очередь позволяет осуществлять деятельность непрерывно.
Итак, в состав системы таможенных органов входят:
- федеральный орган исполнительной власти, которым реализуются функции, связанные с контролем и надзором в данной сфере;
- региональные таможенные управления; таможни;
- таможенные посты [1].
Каждый из перечисленных органов подчиняется предыдущему. Поговорим о каждом из вышеназванных органов отдельно.
Федеральная таможенная служба является центральным органом, который возглавляет систему таможенных органов, направляет их деятельность, несет ответственность за реализацию политики государства в указанной сфере, реализует обеспечение соблюдения действующего законодательства в указанной сфере.
Если говорить об указанном органе в целом, то можно сказать, что основные функции указанного органа – это контроль и надзор в сфере таможенного дела, а также борьба с преступлениями и правонарушениями в указанной сфере.
Следующий орган - региональные таможенные управления. Указанные органы осуществляют руководство таможнями, исключая те таможенные органы, которые имеют непосредственное подчинение ФТС.
Основные функции РТУ - осуществление контроля за процессом таможенного оформления товаров и транспортных средств, а также единообразным применением правил таможенного оформления; осуществление контроля таможен; осуществление контроля за соблюдением законодательства в указанной сфере; осуществление контроля за процессом принятия решений, связанных с классификацией товаров, их стоимостью; осуществление контроля за принятием решений о полном или частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин в порядке ведомственного контроля и т.д.
Следующим органом являются таможни. Ими осуществляется контроль и общее руководство деятельности таможенных постов.
Таможнями осуществляется оформление товаров и транспортных средств; обеспечивается правильность исчисления и соблюдения срока внесения платежей; обеспечивается процесс взимания таможенных пошлин и налогов, таможенных сборов, принимаются меры, связанные с их взысканием; организуется и координируется деятельность, связанная с взиманием налогов, сборов и платежей и т.д. [13, с. 89]
Последним в нашем списке указаны таможенные посты. Таможенными постами обеспечивается реализация задач ФТС в регионе его деятельности, причем регион определяется ФТС. Таможенные посты принимают решения, связанные с классификацией товаров по единой товарной номенклатуре; проверяют документы, которые подтверждают страну происхождения товаров; контролируют правильность классификации товаров, а также их происхождение; контролируют принятие решений в отношении стоимости товаров, которые перемещаются; обеспечивают защиту прав интеллектуальной собственности на таможенной территории и т.д.
Таким образом, можно сказать, что каждому из органов таможенной системы присуща определенная конкретная компетенция и полномочия.
Общеизвестно, что любая деятельность основывается на каких-то целях и принципах. Деятельность таможенных органов в данном случае также не является исключением.
Далее рассмотрим принципы, которых основывается деятельность анализируемых органов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "Консультант Плюс» (дата обращения: 02.11.2024)
2.Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.11.2024)
3.Боков, К.В. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России / К.В. Боков. – Москва: Проспект, 2020. – 219 с.
4.Варсеев В.В. Актуальные проблемы эффективности деятельности таможенных органов в области обеспечения экономической безопасности // Закон и право. 2018. № 11. С. 31-33.
5.Договор о Евразийском экономическом союзе (Раздел 18 Договора о ЕАЭС, приложение № 19 к Договору)» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.11.2024)
6.Довженко П. В., Останин В. А. Цифровизация в реализации Стратегии развития таможенной службы до 2030 года // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. №1 (98). С. 23-29.
7.Ковальчук О. В. Проблемы и перспективы развития системы таможенных услуг в Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6
8.Каемова Ю.А. Проблемы таможенного администрирования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №2-2. С. 143-145.
9.Кулешова Л. И. Цифровизация таможенного администрирования // Научные исследования и инновации. 2021. №2. С. 108-112.
10.Овсянников С. А., Старкова О. А. Качество труда персонала таможенных органов как важнейший фактор обеспечения качества таможенных услуг // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. № 3. 2014. С. 583- 586
11.Олькова, В.Г. Управление деятельностью таможенных органов / В.Г. Олькова, Н.К. Семенова // Молодой ученый. – 2018. – № 29. – 465 с.
12.Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/.
13.Савина, С.В. Особенности управления деятельностью таможенных органов: основные подходы управления / С.В. Савина, С.А. Иващенко // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2017. – № 3.– 360 с.
14.Самолаев, Ю.Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации: учебное пособие / Ю.Н. Самолаев. – Москва: Альфа-М; НИЦ Инфра-М, 2019. – 271 с.
15.Селезнев В.И. Таможенный контроль: проблемы и перспективы // Таможня. 2018. № 7 (432). С. 9-15.
16.Талдыкина О.В. Система таможенных органов: понятие, принципы, характерные черты // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 56-10. С. 18-21.
17.Трунина Е.В. Система таможенных органов Российской Федерации - требует стабильности или изменений? // Федеральная политика и управление. 2016. № 1. С. 45-59.
18.Таможенное администрирование в России: направления совершенствования / Г. Баландина, Ю. Пономарев, С. Синельников-Мурылев, А. Точин // Экономическая политика. 2018. № 3. С. 106-131.
19.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
20.Филимонцева, Е.М. Системный подход как основа управления деятельностью таможенных органов / Е.М. Филимонцева // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2017. – № 3. – 73 с.
21.Шарашина А. И. Анализ актуальных проблем реализации стратегических направлений развития таможенных органов России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 6.
22.Шпирук С.Е., Ходяков Е.А., Копыл В.Д., Торба В.Д. Проблемы обеспечения внешнеэкономической безопасности Российской Федерации // Modern Economy Success. 2020. № 1. С. 170-176.
23.Яруллин Р. Р., Давлеткиреева А. Р. Особенности таможенного контроля на современном этапе: проблемы и перспективы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 1-2. С. 163-166