Фрагмент для ознакомления
2
Конспекты подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи на тему «Овощи. Огород».
Используемая современная образовательная технология: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.
Цель: коррекция нарушений в речи и развитие навыков словообразования существительного.
Задачи:
- познавательные: активизировать и расширять словарь по теме «Овощи», уточнить способы словообразования уменьшительно-ласкательных форм существительных посредством суффиксов – очк, - ечк; стимулировать речевую активность детей; совершенствовать речевые навыки и умения; совершенствовать навыки согласования слов в предложении; формировать грамматический строй речи и связную речь.
- коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику; развивать мелкую моторику рук; развивать фонематическое восприятие; развивать способность к самоконтролю; развивать длительность и плавность речевого выдоха; развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение; развивать координацию движений с речью; развивать связную речь; развивать зрительное восприятие; развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.
- воспитательные: - вызвать эмоциональный отклик; развитие сочувствия, сопереживания; развития помощи и коллективной работы.
Оборудование: предметные картинки с изображениями овощей, муляжи овощей, корзина, игрушечная посуда, атрибуты для сюжетно-ролевой игры.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
I. Организационная часть Организация взаимодействия с детьми, формирование мотивации на предстоящую деятельность Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте с вами разомнемся:
Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог - разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений - от подушечки к основанию пальца.
Левая рука:
Вырос у нас чесночок, (дети разминают указательный)
Перец, томат, кабачок, (дети разминают средний)
Тыква, капуста, картошка, (дети разминают безымянный)
Лук и немного горошка. (дети разминают мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали. (дети разминают мизинец)
Ими друзей угощали, (дети разминают безымянный)
Квасили, ели, солили, (дети разминают средний)
С дачи домой увозили. (дети разминают указательный)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.
- Кто-нибудь догадался о чем, сегодня, пойдет речь?
Дети: Об овощах.
Важный-важный, красный-красный, щёки он раздул на ветке, очень яркий и нарядный, его любят даже детки. Помидор.
В еду её мы добавляем, суп без неё не представляем, покраснеет наш бульон, станет сразу борщом он. Свёкла.
От него всегда я плачу, если режу, не иначе, хоть приносит много мук, всё равно ем часто. Лук. Форма организации детей: пальчиковые игры
Словесный прием: использование художественного слова Приветствуют друг друга с улыбкой
Хорошее и веселое настроение
Желание и интерес к происходящему.
II. Вводная часть
Коррекция развития речи Ребята, а сейчас мы с вами будем знакомиться.
Словесная игра «Имена».
Цель: уточнение способов словообразования имен собственных с помощью суффиксов -очк, -ечк.
- Маша, скажи Вани, что тебя зовут Машенька. Ваня, а тебе нужно сказать Ванечка.
- Молодцы, вы всем смогли представиться. А сейчас посмотрите, что же у нас здесь в корзинке.
- Посмотрите у меня есть огурец. Машенька, возьми этот огурчик и отдай Ванечке.
Дидактическая игра «Веселые овощи»
- Молодцы, а теперь ребята, встаньте в круг. Сейчас каждый из вас будет передавать друг другу овощи. Вам необходимо назвать их так - огурчик, помидорчик, лучок, морковочка и др. Игра
Словесный: беседа, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности; рассказ педагога: пояснение
Отвечают на вопросы педагога
Эмоциональный отклик. Проявление активности, интереса и смелости
III Основная часть - Вот мы немного поиграли, отдохнули. Пора и дальше выполнять задания. Посмотрите, конверт (достаю карточки) и в нем задания «Нужно назвать все картинки, которые нарисованы». Смотрите внимательно, не спешите. Готовы.
Игра «Зоркий глаз» (развитие зрительного гнозиса)
- Женя, назови, что у тебя изображено (перечисляет). Молодец! Одним словом это как можно назвать? Правильно! И т. д. у всех детей.
-Наши глазки устали, нужно им помочь отдохнуть. Гимнастика для глаз.
«Овощи»
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Дидактическая игра «Третий лишний».
- А сейчас вам нужно внимательно меня послушать и сказать, какое слово лишнее. Готовы? Огурчик, морковка, лучок, помидорчик; баклажанчик, морковочка, картошка, перчик. Художественное слово: загадывание и отгадывание загадок
Словесный: беседа, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности; рассказ педагога: пояснение
Гимнастика для глаз Отвечают на вопросы воспитателя
Внимательно слушают и выполняют гимнастику для глаз
Взаимодействие со взрослыми и сверстниками; проявление интереса к деятельности;
Действовать в соответствии с указаниями взрослого
- Молодцы, вы хорошо потрудились. Теперь настало время собрать все наши овощи и пойти в магазин. Дети собирают овощи.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру.
Воспитатель помогает распределить роли и описывает, что будет делать тот или иной человек:
Продавец предлагает товар, говорит цену товара, выкладывает товар на прилавок, советует, что лучше купить, взвешивает и упаковывает товар.
Кассир пробивает чеки, берёт деньги за товар, даёт сдачу.
Грузчик привозит овощи и фрукты в ящиках, выгружает их.
Охранник следит за соблюдением порядка в магазине.
Уборщица следит за чистотой полок и полов в магазине.
Остальные дети будут покупателями. Словесный: педагога: пояснение; сюжетно-ролевая игра.
Слушают воспитателя и выполняют действия Дети действуют в соответствии с указаниями взрослого;
III. Заключительная часть Подведение итогов занятия и рефлексия Рефлексия.
Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Что мы сегодня учили? А что вам понравилось больше всего? Были ли у вас какие-то трудности? Замечательно, вы очень хорошо постарались, давайте будем заботиться о природе, окружающей нас. Очищайте свои доски и стеки. Словесный: беседа; вопросы, Отвечают на вопросы
закрепили навыки лепки разных элементов цветка
Список литературы:
1.Петровская, О. А. Практическое пособие для расширения активного словаря "От А до Я". М - О / О.А. Петровская, Л.А. Остапчук. - М.: В. Секачев, 2015. - 348 c.
2.Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4 / Н.Э. Теремкова. - М.: Гном, 2014. - 463 c.
Конспекты подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи на тему «Яблоки на тарелке».
Используемая современная образовательная технология: здоровьесберегающие технологии, арт-технологии.
Цель: коррекция нарушений в речи и развитие мелкой моторики;
Задачи:
- познавательные: развивать умение скатывать комки глины между ладонями круговыми движениями; учить находить и различать предметы разной формы; воспроизвести и расширить представления детей о природе; продолжать обогащать знания цветов, геометрических форм; вызывать интерес к лепке.
- коррекционно-развивающие: формировать интерес к занятию лепкой; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание; способствовать развитию бережного отношения к природе; правилам и нормам поведения в окружающей среде; логического мышления, любознательности, наблюдательности;
- воспитательные: - вызвать эмоциональный отклик, чуткое и бережное отношение к природе;; развитие сочувствия, сопереживания; развития помощи и коллективной работы.
Оборудование: игрушка Заяц, глина,вода; клеенка, салфетка для рук.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
I. Организационная часть
Организация взаимодействия с детьми, формирование мотивации на предстоящую деятельность Давайте мы с вами поприветствуем друг друга!
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
- Ребятки все сели красиво, ножка с ножкой подружились, спинки выпрямили. Форма организации детей: «Дружные ребята»
Словесный прием: использование художественного слова Приветствуют друг друга с улыбкой
Хорошее и веселое настроение
Желание и интерес к происходящему.
Упражнение «Аромат цветов».
Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».
Повторить 3-4 раза Дыхательное упражнение Выполнение упражнения Эмоциональный настрой
II Вводная часть
Основная часть Сюрпризный момент: К детям в гости пришёл Заяц, но он расстроен.
— Здравствуй, Заяц!
Ёжик: Здравствуйте дети.
Дети: Здравствуй, Заяц— Воспит. Что случилось? Почему ты такой грустный? Заяц:: Я потерял своё яблочко, вы его не видели?
Дети: нет не видели.
Заяц: я собираю запасы на зиму, ведь скоро зима, что же мне делать?
— Не расстраивайся Заяц мы тебе поможем. Мы слепим из глины яблоки.
Воспитатель показывает иллюстрации фрукта — яблока.
— Какой формы яблоко? — круглое.
А теперь нам надо размять пальчики — приготовили ладошки:
пальчиковая гимнастика:
Чтоб лепить нам глины (сгибание разгибание пальчиков)
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять (сгибание каждого пальчика)
На другой руке опять
Раз, два, три, четыре, пять
Сколько у нас пальчиков?
Много! Сюрпризный момент.
Формирование сознания: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности.
Пальчиковая гимнастика Отвечают на вопросы педагога
Внимательно слушают
Эмоциональный отклик. Проявление активности, интереса и смелости
Воспитатель: Я вам предлагаю слепить такие сочные яблочки из глины. Сначала надо вылепить шар. Для этого я беру кусок глины и круговыми движениями между ладоней скатываю шар и придаю ей форму яблока. Потом надо взять другой кусок глин, скатать из него шар, и с помощью пальчиков размять его, немного сплющим у основания. Вот так. У нас получился лепесток. Теперь надо соединить листик и яблочко. Вот так. У меня получились вот такие яблочки. Дети, всем понятно? С чего мы начинаем лепку?
Воспитатель: Можете приступать к лепке. Показ педагога: пояснение
Слушают воспитателя.
проявление интереса к деятельности;
Самостоятельная деятельность детей, В ходе занятия воспитатель помогает детям по мере необходимости советом, дополнительным показом на своем материале, указывая на последовательность лепки. Напоминает способы лепки, показывая на своем материале.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько грибов у нас получилось. Все красивые и не похожие друг на друга. Сегодня все старались и были очень внимательны. Словесный: педагога: пояснение;
Слушают воспитателя и выполняют действия Дети действуют в соответствии с указаниями взрослого;
IV Заключительная часть Подведение итогов занятия и рефлексия Рефлексия.
Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Что лепили? А что вам понравилось больше всего? Были ли у вас какие-то трудности? Замечательно, вы очень хорошо постарались, давайте будем заботиться о природе, окружающей нас. Словесный: беседа; вопросы, Отвечают на вопросы
закрепили навыки лепки разных элементов цветка
Фрагмент для ознакомления
3
1.Петровская, О. А. Практическое пособие для расширения активного словаря "От А до Я". М - О / О.А. Петровская, Л.А. Остапчук. - М.: В. Секачев, 2015. - 348 c.
2.Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4 / Н.Э. Теремкова. - М.: Гном, 2014. - 463 c.
1. Слюсарь, К. Н. Логоритмические занятия с элементами ОБЖ для детей 6 лет с общим недоразвитием речи / К.Н. Слюсарь. - М.: Владос, 2015. - 696 c.
2.Петровская, О. А. Практическое пособие для расширения активного словаря "От А до Я". М - О / О.А. Петровская, Л.А. Остапчук. - М.: В. Секачев. – 2015. – 85 с.
1.Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Альбом 2. Мир животных / Н.Е. Арбекова. - М.: Гном, 2014. - 713 c.
2. Шишкова, С. Ю. Буквограмма. В школу с радостью. Коррекция и развитие письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. - М.: Феникс, 2015. - 160 c.
3.Яворская, Ольга Занимательные задания логопеда для дошкольников / Ольга Яворская. - М.: Каро, 2015. - 999 c.
1.Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников. Практическое пособие / В.М. Акименко. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 144 c.
2. Белавина, Н. Н. Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слов (набор из 30 карточек) / Н.Н. Белавина. - М.: Сфера, Ранок, 2012. - 606 c.
3. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. - М.: Гном, 2014. - 216 c.
1.Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников. Практическое пособие / В.М. Акименко. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 144 c.
2. Белавина, Н. Н. Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слов (набор из 30 карточек) / Н.Н. Белавина. - М.: Сфера, Ранок, 2012. - 606 c.
3. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. - М.: Гном, 2014. - 216 c.
1. Белавина, Н. Н. Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слов (набор из 30 карточек) / Н.Н. Белавина. - М.: Сфера, Ранок, 2012. - 606 c.
2. Комарова, Л. А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. - М.: ГНОМ и Д, 2014. - 803 c.
3. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. - М.: Гном, 2014. - 216 c.