Фрагмент для ознакомления
2
По ходу укрепления мифологического мировоззрения в обществе, в сознаниях людей укоренялась позиция существования сверхъестественных сил с собственной иерархией, обладающих волей и могуществом, способными воздействовать на процессы бытия и на жизнь самого человека, в следствие чего постепенно сформировался культ поклонения высшим силам, объяснения любых событий их на то волей. Так возникла политеистическая система мировосприятия.
Однако со временем начали возникать представления о единственном всемогущем божестве, единолично управляющим всеми процессами в мире. Так начал зарождаться другой тип мировоззрения, схожий с мифологическим – религиозный.
Основным отличием религиозного мировоззрения является концентрация искренней, истинной веры в единственное, идеальное начало, его всесильность и всеобъемлие. Этим началом всего сущего становится Бог. Элементы религиозного понимания и мироощущения легко читаются и в мифологическом восприятии, так как формировались они относительно в одно время, однако главенствующую позицию монотеизм начал одерживать лишь спустя много столетий.
Поведение, поступки и мысли людей определяются их верой, также как и характер решения насущных проблем. Потому религиозная система мировосприятия и структура религиозного сознания несколько более узкая и ограниченная. Из этого следовало, что решение многих задач, таких как разного рода военных, производственных, организационных, требовало более широкого взгляда на вещи, не укладывающегося в рамки мифологии и религии.
В следствие этих факторов возникла потребность в появлении более рационального и широкого пути понимания окружающей действительности.
Подобный подход был исключительно практическим и потому существовал параллельно с религиозным или мифологическим, которые в свою очередь обрели структуру идеологий.
Религия в своих ранних формах возникает и развивается одновременно с мифологией. Анализ тончайших различий ранних форм религии и мифологии предполагает отдельный научный труд. Поэтому под религией мы будем понимать развитые формы религий: христианство, ислам, буддизм.
Философия и мировые религии основываются на общечеловеческих ценностях, а в мифологии этические ценности носят родоплеменной характер. В развитых формах религии проявляется рациональный компонент. Они представляют собой достаточно стройное систематизированное учение, в котором важное место занимает богоучение, т е. теология (по-древнегречески «теос» - бог, «логос» - учение). Не существует внешних различий между теологическими и философскими текстами. Их различие зависит не только от самого содержания текстов, но и от уровня развития, убеждений, интуиции читателя. На определение таких различий оказывают влияние также и культурное развитие, менталитет (духовность) эпохи .
Основой философских и религиозных учений являются систематизированные знания. А для мифологии это неприемлемо. Киевский князь Владимир вынужден был принять религию извне. Формирование единого государства, нации требует единой духовной основы - религии. Ко двору князя были призваны волхвы, задачей которых было создание единого мифологического учения, что, в принципе, невозможно сделать, потому что мифология изнутри не поддается систематизации, так как основой систематизации является логика, рациональность. А мифология - иррациональное образование. В каждой местности существует свой миф, свой культ, свой пантеон богов. Заменить их другими мифами, другими культами с помощью убеждений и доказательств нельзя.
Есть такая черта, которая полностью отсутствует в философии, в яркой форме раскрывается в мифологии и присутствует в религии, а именно - антропоморфность (уподобление человеку). Так, например, на горе Синай Господь Бог прошел мимо Моисея, закрыв его рукой. А для иллюстрации антропоморфности в мифологии достаточно взять любой мифический сюжет, хотя бы похождения Зевса.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Карташова М. О. Мифология, религия, философия: различия и преемственность// Переломные моменты истории: люди, события, исследования. К 350 - летию со дня рождения Петра Великого: матер. междунар. науч. конф.: в 3 т. Санкт-Петербург, 1 апреля 2022 года / под ред. С. И. Бугашева, Ю. В. Ватолиной, А. С. Минина. Т. 2. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2022. – С. 772-780
2) Коськов С.Н., Чернышенко В.В. Философия, мифология, религия// http://abyss.su/_media/abyss_issue/16/5_koskov9_chernyshenko_filosofija_mifologija_religija.pdf (дата обращения 02.11.2024)
3) Никитич Л.А. История и философия науки: учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-дана, 2019. 336 с.
4) Распопов В.Я. Научное мировоззрение. Философия науки как раздел философии и учебная дисциплина. Тула: ООО «Контур», 2020. 60 с
5) Усманова, Л.Т. Философское учение Н.А. Бердяева о свободе, открывающей просторы творчества // Философская мысль. – 2019. – № 12. – С. 10–18