Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Когда мы говорим о младших школьниках, в понятие входят дети в возрасте 6-10 лет. Под влиянием новой учебной деятельности меняется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение приобретает самостоятельность, целенаправленность, осмысленность, способность следовать определенным правилам и нормам поведения. Новый статус в обществе для ребенка – это статус человека, занимающегося общественно ценной деятельностью, ценимой обществом. Обучение – меняет способ оценки ребенком себя и других в отношениях с другими детьми, со взрослыми.
Формируется мировоззрение ребенка, нравственные, мировоззренческие понятия и круг представлений. Обогащается его мир эмоций и эстетических переживаний, расширяются увлечения работой, искусством и спортом.
По этой причине рассматриваемая тема актуальна, ведь вся жизнь общества накладывает отпечаток на формирование личности ребенка. Важными отношениями в этом контексте являются отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми: в семье, в школе, в классе - в любой группе или группе, членом которой он является.
Цель – изучить психологические особенности развития в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Раскрыть сущность психических процессов в младшем школьном возрасте.
2. Рассмотреть особенности психического развития детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – психологические особенности младших школьников.
1. Психологические характеристики детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (7-11 лет) является важнейшим этапом школьного детства. Этот этап характеризуется высокой сенситивностью, что определяет огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. Знание и учет психологических особенностей детей этого возраста позволяют педагогам, родителям и другим лицам правильно организовывать воспитательную работу. Именно по этой причине знание этих особенностей необходимо.
Среди особенностей младшего школьного возраста необходимо выделить[2. с. 44]:
1. Психофизиологическое и физическое развитие, что обеспечивает возможность систематического обучения в школах;
2. Совершенствование работы мозга и нервной системы;
3. Высокая утомляемость, неустойчивая умственная работоспособность;
4. Наличие нервно-психической ранимости;
5. Отсутствие способности к длительной концентрации внимания, возбудимость, эмоциональность;
6. Повышение познавательных потребностей, рассуждения, словесного и логического мышления;
7. Изменение способности к произвольной регуляции поведения.
Главной особенностью этого периода является радикальное изменение социальных условий развития. Ребенок становится «социальным» субъектом, имеющим теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых он получает оценки со стороны общества.
Младший школьный возраст – этап относительно равномерного и спокойного физического развития.
Рост и вес ребенка, выносливость и жизненная емкость легких увеличиваются пропорционально и равномерно. По этой причине дети младшего школьного возраста характеризуются высоким уровнем возбужденности и импульсивности.
Особенности деятельности детей младшего школьного возраста
С началом обучения в школе происходит переход от игровой деятельности к учебной. Учебная деятельность является ведущей деятельностью младшего школьного возраста. Именно в ее рамках формируются основные психические новообразования, поэтому поступление в школу может принести существенные изменения в жизнь ребенка. Преподавание становится ведущей деятельностью, а важной обязанностью является обучение и приобретение знаний. Для ребенка обучение – серьезная задача, требующая усилий организованности, дисциплины и сильной воли. Его включают в новый коллектив, где он будет жить, учиться и развиваться в течение нескольких лет. В учебной деятельности формируются психологические новообразования, которые характеризуются наиболее значимыми достижениями в развитии. Они являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. На ранних этапах обучения в начальной школе дети хорошо учатся, ориентируясь на взаимоотношения в семье. Часто дети могут хорошо учиться, опираясь на взаимоотношения в коллективе. Здесь большое значение имеют личные мотивы, в том числе желание получать хорошие оценки, одобрение учителя и родителей. В начальной школе учебная деятельность, прежде всего, стимулирует развитие психических процессов, связанных с непосредственным познанием окружающего мира (процессы ощущения и восприятия). Младшим школьникам свойственны острота и свежесть восприятия, своеобразное созерцательное любопытство. Дети в этом возрасте воспринимают окружающий мир с живым любопытством, которое способно каждый день открывать им все новые и новые стороны. Восприятие, внимание и память в младшем школьном возрасте [2. с. 52].
Особенностью восприятия младших школьников является его тесная связь с действиями. На этом уровне психического развития восприятие в большей степени относится к практической деятельности ребенка. Воспринимать предмет для него означает что-то с ним делать, что-то в нем менять, совершать определенные действия, брать его, трогать. Характерной чертой учащихся здесь является выраженная эмоциональность восприятия.
В ходе обучения восприятие перестраивается, поднимаясь на более высокую ступень развития. Оно приобретает характер целенаправленной и контролируемой деятельности, углубляясь в процессе и становясь более аналитическим, дифференцирующим. В дальнейшем оно приобретает характер организованного наблюдения.
На этом этапе развивается внимание, без которого невозможно представить процесс обучения. Во время уроков учитель привлекает внимание школьников к учебному материалу, удерживая его длительное время.
У младшего школьника появляется способность концентрироваться на чем-то одном в течение 10-20 минут. При этом объем внимания увеличивается в 2 раза, повышаются его устойчивость, переключаемость и распределение.
Возрастные особенности памяти для этого возраста характеризуются влиянием обучения. Здесь возрастает значимость и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания, развивается способность осознанно управлять своей памятью и регулировать ее проявления.
В силу возрастного относительного преобладания активности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Ребенок в этом возрасте лучше и быстрее запоминает, прочнее удерживает в памяти конкретную информацию, события, лиц, предметы, факты, чем объяснения, определения и описания.
2. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте происходят важные изменения во всех органах и тканях организма. Таким образом формируются все изгибы позвоночника – шейный, грудной и поясничный. Однако на этом окостенение скелета не заканчивается – его большая гибкость и подвижность, что открывает как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и скрывает негативные последствия (отсутствие