Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социально-экономическое развитие (СЭР) территории в основном смысле – это процесс повышения уровня жизни населения. Это увеличение количества и качества общественных и частных благ (товаров, работ, услуг), предоставляемых населению, в том числе получаемых посредством взаимовыгодного обмена с другими территориями.
Кроме того, ГЭР может подразумевать увеличение количества и качества услуг, предоставляемых этой территорией для нужд вышестоящих территориальных организаций власти (на безвозмездной основе).
Например, перераспределение финансовых ресурсов между территориями в межбюджетных отношениях, то есть ГЭР, может подразумевать конфликт интересов территории и более высоких уровней власти.
Устойчивое социально-экономическое развитие территории предполагает выбор такого режима развития, при котором достижение ее целей в настоящее время способствует их достижению в будущем. Это рациональное и оправданное использование потенциала территории, сохранение ресурсов, производственной базы и т. д. для будущих поколений.
Кроме того, необходимы меры по развитию и увеличению потенциала территории. То есть возможен конфликт между текущим производством товаров и сохранением ресурсного потенциала на будущее, между текущим потреблением и увеличением экономического потенциала территории.
Данная работа посвящена изучению социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Целями социально-экономического развития региона являются:
увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня бедности, улучшение экологии, равенство возможностей, расширение личной свободы, и обогащение культурной жизни.
1.Стратегия социально экономического развития города Санкт-Петербурга
Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года является основополагающим документом стратегического планирования Санкт-Петербурга и определяет приоритеты, цели и задачи социально-экономической политики Санкт-Петербурга на долгосрочную перспективу.
Работа над Стратегией 2035 продолжалась два года; были привлечены профильные комитеты, ведущие эксперты, представители науки, бизнеса и общественных организаций.
Основные положения документа неоднократно обсуждались на заседаниях Экономического совета под руководством Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга. Цели и задачи развития города соответствуют приоритетам и задачам Российской Федерации, что подтверждается положительным заключением Минэкономразвития России.
Сегодня Стратегия-2035 является основным документом, определяющим будущее города на ближайшие годы.
Основным адресатом Стратегии 2035 являются жители Санкт-Петербурга, к которым обращена общая цель Стратегии – обеспечение устойчивого улучшения качества жизни граждан на основе устойчивого экономического роста с использованием результатов инновационной и технологической деятельности. [6]
Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года (далее – Концепция) включает формулировку основной цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга, системы представлений о целях и стратегических приоритетах социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Концепция входит в систему национальных документов планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Его положения коррелируют с содержанием Генерального плана Санкт-Петербурга и других планово-программных документов Санкт-Петербурга. Концепция соответствует требованиям Положения об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в области национального планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Концепция состоит из трех основных разделов:
Стратегический анализ факторов развития Санкт-Петербурга.
Стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики Санкт-Петербурга.
Важнейшие направления и средства достижения стратегических целей.
Концепция лежит в основе разработки и корректировки новых плановых документов и существующих программ, определяющих основные приоритеты в различных отраслях и направлениях развития Санкт-Петербурга. Основные положения Концепции конкретизированы в документах среднесрочного и текущего планирования, что создает необходимый механизм ее реализации. Кроме того, концепция будет использоваться для мониторинга реализации Генерального плана Санкт-Петербурга.[6]
Цели, задачи и меры, содержащиеся в Концепции, реализуются, в том числе путем регулирования общественных отношений, только при наличии у исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга соответствующих полномочий. В случае изменения действующего законодательства в части полномочий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга соответствующие изменения вносятся в порядок и механизмы достижения целей, выполнения задач и реализации мер.
Приграничное и прибрежное расположение Санкт-Петербурга, его близость к Евросоюзу и Москве в сочетании с ростом международной торговли будут способствовать развитию Санкт-Петербурга как важнейшего транспортного узла на линии Россия-Европейский Союз. Благоприятная экономическая ситуация позволит модернизировать существующие специализированные объекты Большого порта Санкт-Петербург.
Наличие дворцов, парковых комплексов, памятников истории и культуры мирового значения в сочетании с ростом мирового туризма должно быть использовано для увеличения турпосещаемости Санкт-Петербурга, что предполагает развитие туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга.
Разнообразная структура экономики и наличие наукоемкого сектора производства высокотехнологичной продукции в сочетании с высокими темпами институциональных и структурных реформ в Российской Федерации делают Санкт-Петербург одной из основных конкурентоспособных стран. позиции в стране и в Балтийском регионе, создавая предпосылки для успешного привлечения и развития перспективных отраслей экономики.
Совершенствование иммиграционного законодательства и повышение мобильности населения могут смягчить проблемы на рынке труда, вызванные старением населения и низкой продолжительностью жизни в Санкт-Петербурге.[3]
Рост инвестиций в экономику, инфраструктуру и науку Санкт-Петербурга, успешная защита прав собственности позволяют модернизировать основные фонды с ликвидацией неэффективных рабочих мест.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алисов Н.В., Корев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. - М.: Гардарики,2020.-704с.
2. Белкина Т.Д. Диагностика городского развития через систему индикаторов. // Проблемы прогнозирования. - 2021.- № 2. - С. 40-45.
3. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. – М.: Экономика, 2021.
4. Жилкин С.Ф., Житкова Е.Л. Концепция как базовый документ системы стратегического планирования комплексного развития города. // Социально-гуманитарное знание.- 2019. - № 4. – С. 37-42.
5. Гладкий Ю.Н., Доброснок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: учебник. - М.: Гардарика, Литературно-издательское агентство «Кафедра-М», 2023.-752с.
6. Коваленко Е. Региональная экономика и управление. – М., 2020.