Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Культивирование личного мировоззрения является фундаментальной, целостной, универсальной и интегративной характеристикой личности.
Духовный центр в своей психологической структуре является ценностным стержнем, который определяет характер мировоззрения и содержание мировоззрения в жизни человека, укрепляет его личностные ориентации - нравственные, этико-эстетические, профессиональные, этнокультурные и социокультурные.
На их основе формируется мировоззренческая позиция, которая в конечном итоге раскрывает содержание взглядов и убеждений, социальных установок и моральных принципов поведения в мировоззренческой направленности взаимоотношений личности с обществом, другими людьми и самим собой в познавательных, коммуникативных и профессиональных процессах.
Как известно, формирование мировоззрения человека не происходит само по себе – это длительный период, сопровождающийся в процессе воспитания такой формой, как диалог между людьми, диалог текстов. Поэтому одной из важных задач философии на современном этапе образования в системе среднего профессионального образования является развитие навыков и умений, необходимых для работы с текстом.
Например, Д. С. Лихачев подчеркивает, что «диалог культур» осуществляется посредством смыслового диалога текстов, их интерпретации, творческого мышления.
1.Сущность социокультурной компетентности и ее основные аспекты
Сегодня в современном обществе востребованы те, кто умеет самостоятельно получать новые знания и осваивать новые технологии.
Умение общаться, быть успешным в процессе общения, высокая социальная и профессиональная активность – характеристики личности, способствующие его социальной адаптации к меняющимся условиям современного мира. А социализация личности ученика в современной социокультурной ситуации зависит от русского языка как школьного предмета. Это возможно, если:
- формировать учебный процесс как средство обогащения и развития языковой личности; нацеленность на самостоятельную творческую деятельность;
- использовать междисциплинарные связи;
- обучение со студентами по учебникам, созданным в соответствии с подходом к языку как феномену культуры, языковым способностям человека и основе диалога языков и культур.
Компетенция включает в себя мотивационный, когнитивный, оперативно-технологический, этический, социальный и поведенческий компоненты. Оно индивидуально для каждого человека и предполагает минимальный опыт применения индивидуальных навыков.
К ключевым навыкам относятся умение: вступать в беседу, чтобы быть понятым, совершать действия в обществе с учетом позиций других, анализировать и действовать с точки зрения определенных областей человеческой культуры, владение информационными технологиями, автономность. совершенствование, самообразование, конкурентоспособность, а также умение принимать решения и нести за них ответственность.
Сегодня компетентность – это самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных студентом знаниях, интеллектуальном и жизненном опыте, ценностях и склонностях, которые он развивает посредством познавательной деятельности и учебной практики.
Для выявления сущностных характеристик и структуры социальной компетентности студентов необходимо рассмотреть различные точки зрения ученых на определение социальной компетентности.
Исследователь Н.В. Калинина определяет социальную компетентность как совокупность знаний и умений, обеспечивающих реализацию социальной деятельности, личностных качеств, связанных со способностью брать на себя ответственность и определенным уровнем духовной культуры, в том числе любви, благодарности, веры.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Ильязова М. Д. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности студентов в вузе (на примере студентов-социологов): монография. — Астрахань, 2018. — 228 с.
2.Макеева Н. Ю. Психологический анализ профессиональной деятельности специалистов пенсионного фонда Российской Федерации // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). — 2023. — № 6 (134). — С. 180–183.
3.Пасленов А. П. Социально-психологическая компетентность и ее значение для профессионального развития специалиста // Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». — 2022. — № 1 (11). — С. 2–5.
4.Ходкинсон, Джерард Компетентная организация. Психологический анализ стратегического менеджмента / Джерард Ходкинсон , Пол Сперроу. - М.: Гуманитарный центр, 2023. - 392 c.