Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Методы и процедура эмпирического исследования
Цель исследования: определение патриотических качеств подростков.
Для организации эмпирического исследования нами были спланированы следующие этапы:
- первый этап (январь 2024 г.) – выбор методик;
- второй этап (март 2024 г.) – проведение опроса, описание полученных результатов;
- третий этап (апрель 2024 г.) – анализ полученных результатов.
В качестве метода эмпирического исследования использовался метод психодиагностического обследования.
Для проведения исследования на выявление патриотических качеств подростков были выбраны методики:
1.Анкета Т.А. Амировой «Определение уровня сформированности патриотических качеств»;
2. Методика «Патриотизм. Как я его понимаю» (Л.М. Фридман). Проективное тестирование;
3. Методика диагностики личностного роста (авторы И.В. Кулешова, П.В. Степанов, Д.В. Григорьев).
Кратко представим методики.
1.Анкета Т.А. Амировой «Определение уровня сформированности патриотических качеств».
Цель: выявление уровня сформированности патриотических качеств школьников.
Анкета состоит из семи вопросов. Подросткам предложили утверждения, которые имели четыре варианта ответа. Во всех вопросах нужно было выбирать один ответ, который считается подходящим, правильным. Выбранное предложение отмечалось учеником. Каждый ответ имеет свой балл: 1 ответ – 4 балла; 2 ответ – 3 балла; 3 ответ – 2 балла; 4 ответ – 1 балл.
По окончанию диагностики, можно сделать вывод об уровне сформированности патриотических качеств у опрошенных подростков:
- 25–28 баллов - высокий уровень (ВУ) сформированности патриотических качеств;
- 21–24 балла - достаточный уровень (ДУ);
- 20 баллов и ниже – низкий уровень (НУ).
2. Методика «Патриотизм. Как я его понимаю» (Л.М. Фридман). Проективное тестирование.
Цель: определение уровня понимания понятия «патриотизм» и отношения к нему подростков (определение уровня патриотического воспитания по эмоциональному, ценностному, мотивационно-потребностному критерию).
Анкета содержит 11 вопросов для ответа. Ответы рассматриваются по следующим критериям: к Родине любовь, понимание сложностей и неприятностей общества, желание самоотдачи, патриотизм как источник трудовой деятельности, чувство национальной гордости, отсутствие национализма, национальный характер российского патриотизма.
Каждый показатель оценивается в пределах 0 - 3 балла.
- 3 балла - высокая степень (ВУ), полное понимание сущности основных признаков патриотизма.
- 2 балла – средняя степень (СУ), частичного понимания сути патриотического состояния, пассивного отношения к соответствующим обязанностям.
- 0 - 1 балл – низкая степень (НУ), непонимание сущности главных сторон патриотизма и негативное отношение к тому, что вытекает из них.
По данным опроса школьники смогут получить максимальный балл - 33 балла.
Результаты рассчитываются и выводится сумма баллов за ответ каждого из участников. Тогда результат переводится в проценты, которые определяют уровень патриотического воспитания детей по этому критерию:
- высокий уровень (ВУ) - 80–100%;
- средний уровень (СУ) - 59–79%;
- низкий уровень (НУ) - 0–58%.
3. Методика диагностики личностного роста (авторы И.В. Кулешова, П.В. Степанов, Д.В. Григорьев).
Цель: изучение отношения подростков к различным аспектам внутреннего и внешнего мира в подростковом возрасте.
Патриотизм является основополагающим качеством личности, строящимся на патриотических ценностях и идеологии. Он представляет собой системное и комплексное свойство, способствующее готовности индивида к осуществлению патриотических социальных действий в интересах общества.
Исследование соотношения и взаимосвязи понятий «патриотизм», «ценности» и «идеология» позволяет выявить общие моменты, присущие в сфере чувственно-эмоциональной, духовно-ценностной и практической деятельности реализации патриотизма у подростков. Это говорит о том, что патриотизм можно рассматривать как систему качеств личности.
13 шкал в анализируемом опроснике. Они отражают отношение школьника к ценностям: «семья»; «Отечество»; «Земля»; «мир»; «труд»; «культура» и т.д.
Количество баллов по каждой шкале:
- от - 28 до - 14 – устойчиво-негативное отношение подростка к соответствующим феноменам;
- от - 14 до 0 - ситуативно- негативное отношение;
- от 0 до 14 - ситуативно-позитивное отношение;
- от 14 до 28 – устойчиво-позитивное отношение.
Если определить средний балл для всех 10 шкал (интегративного показателя развития личности школьника), то можно получить картину характера отношений подростка ко всем основным ценностям общества и выяснить возможные перспективы развития личности школьника.
Респондентами в нашем исследовании являлись обучающиеся 8 класса МБОУ «СОШ № 5» г. Омска в количестве 20 человек, из них 8 мальчиков и 12 девочек. Возраст подростков – 14-15 лет.
1.2. Описание результатов эмпирического исследования
По результатам проведения исследования с использованием анкеты Т.А. Амировой «Определение уровня сформированности патриотических качеств» было выявлено, что в МБОУ «СОШ № 5» г. Омск из 20 учащихся высоким уровнем сформированности патриотических качеств характеризуются 40% восьмиклассников, что является неплохим результатом. 40% имеют достаточный уровень патриотизма, 20% опрошенных имеют низкий уровень.
Представим полученный результат на диаграмме рисунка 1.
Рис.1 – Результаты опроса подростков по анкете «Определение уровня сформированности патриотических качеств» на констатирующем этапе (Т.А. Амирова)
Методика «Патриотизм. Как я его понимаю», которая разработана Л.М. Фридманом, выявила следующие результаты:
ВУ - 40% обучающихся. У них есть понимание сущности ведущих проявлений патриотизма - любви к Родине, понимание трудностей, общественных недостатков, готовность к самопожертвованию; патриотизм в качестве источника трудового и ратного подвига; ощущение национальной гордости, отсутствие нацизма, космополитизма, интернациональный характер российского патриотизма;
СУ - 40% обучающихся. Для них характерна неглубокая, частичная осознанность сущности указанных признаков; неустойчивая, индифферентная, пассивная позиция в отношении обязанностей, вытекающих из них;
НУ - 20% обучающихся. Подросткам присуще незнание сущности главных сторон патриотизма и негативное отношение к вытекающим из них обязательствам.
Представим полученный результат на диаграмме рисунка 2.
Рис.2 – Результаты опроса подростков по методике «Патриотизм. Как я его понимаю» (Л.М. Фридман)
Применение методики диагностики личностного роста (авторы И.В. Кулешова, П.В. Степанов, Д.В. Григорьев) способствовало заполнению протокола результатов замера уровня сформированности ценностных отношений личности учащихся 8 класса, оценки воспитательного влияния ОО и классного руководителя на рост личности подростка. Мы рассмотрим средний балл по коллективу восьмиклассников (Таблица 1).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева Ю. В. Основные подходы к воспитанию патриотических чувств у подростков/ Ю.В. Васильева // Педагогика. Вопросы теории и практики.2016. № 4 (4). С. 24-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27524525 (дата обращения: 10.11.2024).
2. Елсуфьева Т. И. Система работы педагога по гражданско-патриотическому воспитанию/ Т.И. Елсуфьева // Региональное образование XXI в.: проблемы и перспективы. 2009. № 1. С. 35-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17323416 (дата обращения: 22.05.2024)
3. Классному руководителю о классном часе: Технология подгот. и проведения личност.-ориентир. кл. часа / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. - Москва : ТЦ Сфера, 2002. - 126, [2] с. : табл.; 20 см.; ISBN 5-89144-289-2
4. Кузнецова О. В. Модель формирования ценностного отношения к культуре стран изучаемого иностранного языка у старшеклассников (на примере интегрированного курса «История, культура и искусство англоговорящих стран»/ О.В. Кузнецова // Интеграция образования. 2011. № 2. С. 36-41. URL: http://rus.neicon.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789 /9803/836-41.pdf?sequence=1 (дата обращения: 10.11.2024)
5. Матвеева С. В. Воспитание патриотизма у старшеклассников в условиях целостного педагогического процесса в современной общеобразовательной школе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Матвеева Светлана Валентиновна ; Нижегор. гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2006. - 22 с.
6. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий/ К.К. Платонов. –М.: Высшая школа, 1984.
7. Черкесова Е. В. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданско-патриотических качеств личности подростка/ Е.В. Черкесова // Педагогическое образование в России. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-formirovaniya-grazhdansko-patrioticheskih-kachestv-lichnosti-podrostka (дата обращения: 10.11.2024).
8. Чернышов М. Ю. Путь к нравственности/ М.Ю. Чернышов, Г.Ю. Чернышова, А.М. Журавлева // Искусство и образование (Москва, МГУКИ). 2012. № 2 (76). С. 73-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17804189 (дата обращения: 10.11.2024)