Фрагмент для ознакомления
2
Коррекционно-развивающая программа для девиантных подростков, направленная на изменение их «образа Я».
Пояснительная записка
Тема «трудных учащихся» становится всё более актуальной на фоне современных социальных и педагогических вызовов. Эта проблема носит не только психолого-педагогический характер, но и имеет социальное измерение. Причин, вызывающих появление трудных подростков, множество. К ним можно отнести не только тяжёлую экономическую ситуацию в стране и изменения в мировоззрении, но также недостаток знаний и навыков, актуальных для эффективной социализации и успешной интеграции в современное общество. Однако, что особенно важно, речь идет о подростковом возрасте как времени, когда происходит значительное изменение в физиологии и психологии молодых людей, и они начинают делать первые шаги к взрослой жизни.
К сожалению, в нашем обществе наблюдаются настораживающие тенденции: случаи агрессии, жестокости и насилия среди молодежи становятся всё более частыми. Эти вопросы активно обсуждаются на различных площадках: в школах, в СМИ и социальных сетях.
Но, помимо серьезных трудностей, подростковый период можно рассматривать и как время положительных изменений. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и начинают гордиться своими достижениями. Их отношения с взрослыми и сверстниками становятся многограннее, а расширение сферы их деятельности помогает им определиться в будущем.
К «трудным детям» часто относят подростков из неблагополучных семей, тех, кто демонстрирует девиантное поведение, а также учащихся, испытывающих трудности в учебе и дисциплине. Задача специалистов, работающих с этой категорией молодежи, заключается в помощи им в социализации и адаптации к взрослой жизни, а также в профилактике и коррекции девиантного поведения.
Программа коррекционно-развивающей работы с трудными подростками направлена на формирование социальных качеств, необходимых для адекватного поведения: ответственности, контроля над своим поведением, уважения к окружающим и самоуважения. Она будет полезна педагогам, работающим с подростками, в формировании позитивных моделей поведения.
Новизна программы заключается в использовании разнообразных методов взаимодействия, таких как беседы, упражнения для осознания своей уникальности и достоинства, арт-терапия (рисование, коллажирование), что помогает развивать положительное отношение к себе и окружающим.
Цель: формирование положительного образа «Я».
Задачи программы:
1. Гармонизация личности подростка через развитие его эмоционально-волевой сферы.
2. Формирование навыков самосознания, самоконтроля и саморегуляции.
3. Укрепление позитивных черт личности, самораскрытие и осознание сильных сторон.
4. Развитие личностных ресурсов, способствующих социальной адаптации.
5. Обучение стратегиям поведения в сложных ситуациях и преодоления кризисов.
Сроки и формат реализации:
Программа включает 10 часов занятий для подростков в возрасте 12-17 лет с частотой 1-2 раза в неделю в группах по 5-10 человек.
Критерии эффективности:
- Улучшение самооценки и позитивного восприятия себя.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Повышение мотивации к достижению позитивных жизненных целей.
Диагностика:
Первичная диагностика позволит получить информацию о эмоциональном состоянии подростка, оценить его адаптивность к жизненным условиям, уровень самооценки, агрессивности и тревожности. Итоговая диагностика поможет определить результаты коррекционной работы.
Методы и техники работы:
- Беседы.
- Упражнения на осознание самосущности и самопринятия.
- Обучение формированию положительного образа себя.
- Элементы арт-терапии (рисование, коллажирование).
- Рефлексия.
- Диагностические методики:
- Проективная методика «Волшебная страна чувств».
- Опросник агрессивности Басса-Дарки.
- Шкала тревожности Спилберга-Ханина.
- Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна.
- Проективная методика «Такие разные деревья».
- Семейная социограмма.
- Метод незаконченных предложений.
Ожидаемые результаты:
Фрагмент для ознакомления
3
Список рекомендуемой учебно- методической литературы
1. Ускова Г.А. – Психолого-педагогическая диагностика школьников.
2. Глазунов Д.А. – Психология. Развивающие занятия.
3. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. – Основы педагогики и психологии.
4. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. – Методика и технология работы социального педагога.
5. Дубровина И.В. – Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте.
6. Ковалев А.Г. – Психологические основы перевоспитания нарушителя прав.
7. Потанин Г.М., Алемаскин М.А. – Методика предупреждения отклоняющего поведения несовершеннолетних.