Фрагмент для ознакомления
2
Для характеристики особенностей правового статуса индивида или физического лица в праве используются понятия «человек», «личность», «гражданин».
Понятие «гражданин» характеризует человека с государственно-правовой стороны как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
Лица, не являющиеся гражданами государства, на территории которого они находятся, имеют другой статус. Они признаются либо иностранными гражданами, либо лицами без гражданства (апатридами). Под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином данного государства, но имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства (апатрид) - физическое лицо, не являющееся гражданином данного государства и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Права гражданина ‒ это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение потребностей и интересов человека, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. Права гражданина, таким образом, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, а также с актами и действиями государственных органов.
Из 48 статей гл. 2 Конституции РФ большинство описывает и конкретизирует права и свободы человека и гражданина. Таким образом, права представлены в виде логически построенной системы, отражающей сущность прав и свобод и те аспекты и сферы жизнедеятельности человека и гражданина, в рамках которых предполагается их осуществление.
Согласно позиции С. И. Некрасова, «права гражданина представляют собой коллективную волю общества, которую призвано обеспечить государство, а права человека являются неотъемлемыми, неразделимыми, материально обусловленными и гарантированными государством возможностями индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными» .
Необходимо выделить следующие отличия прав и свобод человека от прав и свобод гражданина. Во-первых, права и свободы человека принадлежат каждому с момента рождения и гарантируются на всей территории РФ вне зависимости от его гражданства, в свою очередь гражданские права и свободы возникают у лица только с момента принятия гражданства РФ и гарантируются только по отношению к гражданам РФ. Во-вторых, права и свободы граждан предоставляются им на основании гражданства, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства.
Так, в соответствии со ст. 17 Конституции РФ в нашей стране признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина основываясь, на общепризнанных принципах и нормах международного права и в соответствии с данным нормативно-правовым актом.
Конституционные права, являясь субъективными правами означают возможность самостоятельно выбирать вид и меру своего поведения, возможность требовать от других лиц содействия и защиты или, по крайней мере, невмешательства.
Конституционные права регулируют наиболее существенные, значимые отношения, которые складываются в обществе и государстве. Следует учесть, что именно «содержание конституционных прав... выделяет их из массы всех остальных прав, обеспечивает им определяющее, решающее значение. Форма же, то есть закрепление их в Основном Законе государства, есть лишь прямое следствие их содержания» .
Остается спорным вопрос разделения прав и свобод, поскольку большинство представителей науки конституционного права признают эту попытку носящей сугубо доктринальный характер из-за невозможности определить четко все критерии разграничения .
В результате предпринятого анализа обнаруживается единственное отличие - семантика и этимология слова «свобода» в противопоставлении слову «право», из которого следует, что первое предоставляет дает больший простор для действия.
Всеобъемлющих критериев классификации прав на сегодняшний день не разработано. Наиболее устойчива классификация на естественные (права человека, обусловленные фактом его рождения) и позитивные (по воле государства и выражена в законах страны). Главное их отличие в том, что естественные права возникают без государственного признания и волеизъявления, а позитивные - присваиваются в силу государственной законодательной функции, то есть по усмотрению государства и установлению их в форме закона .
Составной частью правового статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами и свободами являются обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность .
Под конституционными обязанностями «понимаются общеобязательные и закрепленные Конституцией РФ правила поведения, конкретизирующиеся в отраслевых нормах права обязательности каждого человека и гражданина и требующие от каждого лица определенного вида и меры личного поведения, за неисполнение которых предусматривается юридическая ответственность. Следовательно, конституционные обязанности человека и гражданина - это те требования, которые выражены в конституционно - правовых нормах государства к отношению лиц, которые находятся на территории РФ» .
Конституционные обязанности личности имеют особый статус, составляя ядро всей системы обязанностей. Конституционные обязанности обладают высшей юридической силой. Высказывается учеными также точка зрения, что конституционные обязанности выражают высшие конституционные требования, которые адресованы каждому и непосредственно связаны с охраной и защитой фундаментальных конституционных ценностей . Согласимся с трактовкой, что любой человек и гражданин должен участвовать в обеспечении интересов и потребностей общества и других членов социума. Обязанность выступает требованием, которое предъявляется к гражданину в этой связи. Гарантией выполнения этого требования является предусмотренная законом ответственность.
Таким образом, конституционные обязанности человека и гражданина - это закрепленные и охраняемые Конституцией РФ правовые предписания, которые предъявляются человеку и гражданину в части необходимости их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
2.3. Современные вызовы для института гражданства в Российской Федерации
Приобретение гражданства – это «предусмотренное федеральным законом получение жителем иностранного государства или лицом без гражданства статуса гражданина Российской Федерации» .
Получение иностранцем или апатридом статуса гражданина не ограничивается простой подачей заявки на натурализацию в выбранной стране. Этот процесс включает в себя более широкий спектр возможностей и требует определённых усилий. Кандидату необходимо не только успешно пройти все этапы получения нового гражданства, но также иметь право и возможность отказаться от прежнего. Кроме того, человек может получить гражданство через официальное признание или восстановление, а также выбрать, какое гражданство сохранить в случае, если законы предоставляют такой выбор. Данную точку зрения поддерживает В. Р. Атнашев, который определяет в качестве содержания права на гражданство его «приобретение, изменение, выбор и утрату» .
Однако формы реализации права на гражданство - достаточно масштабная тема. В контексте последних изменений законодательства о российском гражданстве, значительно увеличивших количество оснований для упрощенного порядка приема в гражданство России и сокративших количество обязательных требований, необходимых для обращения с заявлением о приобретении гражданства, целесообразно рассмотреть именно такую форму реализации права на гражданство, как натурализация.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020.
2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10.12.1948. // Российская газета. – 1998. – № 68. – Ст. 9, 16.
3. О беженцах: закон РФ от 19.02.1993 № 4528—I (ред. от 14.07.2022) // ВСНД РФ и ВС РФ. — 1993. — № 12. — Ст. 425.
4. О вынужденных переселенцах : закон РФ от 19 марта 1993 № 4530—I (ред. от 08.12.2010) // ВСНД и ВС РФ. — 1993. — № 12. — Ст. 427.
5. О гражданстве Российской Федерации : Закон РФ от 28 ноября 1991 № 1948—I // Российская газета. — 1992. — № 30 (утратил свилу).
6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федер. закон от 25 июня 2002 № 115—ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 30. — Ст. 3032.
7. Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. 2023. № 95.
8. Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 г. № 889 «Вопросы гражданства Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», «Положением о порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
Научная литература
9. Атнашев В. Р. Гражданство и проблема интеграции мигрантов в странах Европы / В.Р. Атнашев // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2017. – № 1. – С. 34–37.
10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М.В. Баглай. – М., 2017. – 321 с.
11. Барденков А.И., Мещерин А.Р. Актуальные проблемы и аспекты прекращения гражданства в рамках нового Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» / А.И. Барденков, А.Р. Мещерин // В сборнике: Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права. Сборник научных статей участников регионального научного круглого стола, посвященного 60–летию Юго–Западного государственного университета. – Курск, 2024. – С. 21–25.
12. Вакула К.В. Основания прекращения российского гражданства по новому закону о гражданстве / К.В. Вакула // В книге: Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: проблемы реализации и защиты. Материалы Всероссийской (ежегодной) студенческой конференции. – Иркутск, 2024. – С. 20–24.
13. Изотова Е.Н. Анализ принципов гражданства в Российской Федерации / Е.Н. Изотова // Административное право и процесс. – 2012. – № 7. – 69–72 с.
14. Кащенко Т.А. Основания приобретения гражданства российской федерации: анализ положений нового федерального закона / Т.А. Кащенко // В сборнике: Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве. Сборник статей по результатам III международной научно–практической конференции. – Симферополь, 2024. – С. 540–547.
15. Конституционное право России: учебник для студентов вузов; под ред. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 182 с.
16. Кутафин О.Е. Российское гражданство. – М.: Юрист, 2016. – 587 с.
17. Некрасов С.И. Конституционное право России: конспект лекций / С.И. Некрасов. – М., 2019. – 53 с.
18. Петросян М. А. Прекращение гражданства в Российской Федерации: правовой аспект / М.А. Петросян // Право: современные тенденции : сборник научных трудов. – Краснодар, 2018. – С. 31–36.
19. Сагов Ч.А. Институт гражданства в Российской Федерации: вопросы теории и практики: автореф. дисс... канд. юрид. наук / Ч.А. Сагов. – М., 2011. – 28 с.
20. Серошин А.Б. Конституционное право современной России: учебник / А.Б. Серошин. – М., 2012. – 190 с.
21. Сосновская, Ю.Н. Особенности прекращения гражданства в Российской Федерации и их отражение в российском законодательстве / Ю.Н. Сосновская, А.Ю. Игнатенкова // В сборнике: Правовой вектор конституционного развития России (к 30–летию со дня принятия Конституции Российской Федерации). Сборник научных трудов Всероссийской научно–практической конференции. – Москва, 2024. – С. 119–122.
22. Туранов Т.К. Сравнительно–правовой анализ современного законодательства о гражданстве Российской Федерации / Т.К. Туранов // В сборнике: Конституция Российской Федерации – основной закон государства (ко дню Конституции России). сборник материалов межвузовской научно–теоретической конференции. – Новосибирск, 2024. – С. 72–79.
23. Югов А.А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене / А.А. Югов // Адвокатская практика. – 2019. – №1. – 41 с.