Фрагмент для ознакомления
2
Надежность профессиональной деятельности — это способность специалиста выполнять свои обязанности на высоком уровне, несмотря на внешние и внутренние факторы. Это комплексное качество, которое включает в себя профессиональную подготовленность, опыт и направленность на профессиональную деятельность.4
Основные компоненты надежности
1. Профессиональная подготовленность: Включает в себя знания, умения и навыки, необходимые для выполнения профессиональных задач.
2. Опыт: Накопленный опыт позволяет специалисту эффективно справляться с различными ситуациями и минимизировать ошибки.
3. Направленность на профессиональную деятельность: Мотивация и стремление к профессиональному росту и развитию.
Роль самоконтроля в обеспечении надежности
Самоконтроль играет ключевую роль в обеспечении надежности профессиональной деятельности. Он позволяет специалисту контролировать свои действия, оценивать результаты и корректировать поведение в случае необходимости. Самоконтроль включает в себя:
• Саморегуляцию: Способность управлять своими эмоциями и поведением.
• Самоанализ: Анализ своих действий и их результатов.
• Самокоррекция: Внесение изменений в свою деятельность на основе анализа и самоконтроля.
Эти компоненты и механизмы обеспечивают высокий уровень надежности профессиональной деятельности, что является важным фактором для успешного выполнения профессиональных задач и достижения высоких результатов.15
2. Психологические механизмы надежности
Самоконтроль как ключевой механизм
Самоконтроль является важнейшим звеном самоуправления, поскольку каждый этап управления — от постановки цели до реализации принятого решения — немыслим без контроля. Частным случаем самоуправления является саморегулирование. О «прямом регулировании» следует говорить тогда, когда норма или заданное значение системы (в нашем случае живой системы — человека) является величиной постоянной. В этом случае процесс выравнивания отклонений состояния системы от заданного ее значения называют стабилизацией.12
Если же норма — величина переменная (а функциональное состояние организма человека не может быть величиной постоянной), то имеют дело с «регулированием, совмещенным с управлением». В этом случае процесс регулирования заключается в выравнивании отклонений от нормы, каждое значение которой определяется управлением.
Таким образом, самоконтроль можно считать важнейшим компонентом саморегулирования, а саморегулирование — психологическим механизмом профессиональной надежности человека.
Саморегуляция и ее значение
Саморегуляция понимается как управление человеком своими эмоциями, чувствами и переживаниями; особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения; целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом; «внутренняя» регуляция поведенческой активности человека и др.
Л.П. Гримак выделяет четыре уровня саморегуляции психической активности человека:
1. Информационно-энергетический уровень: Обеспечивает необходимую степень энергетической мобилизации физиологических систем организма для оптимального функционирования психики.7
2. Эмоционально-волевой уровень: Включает комплекс свойств, особенностей человека, реализующихся с участием волевых процессов (умение владеть своими действиями, поступками, переживаниями, чувствами; способность регулировать свое самочувствие).
3. Мотивационный уровень: Представлен силой, осознанностью, насыщенностью, устойчивостью мотивации человека.
4. Индивидуально-личностный уровень: Проявляется в самоорганизации, самоутверждении, самоактуализации личности.
Психологическое сопровождение профессионального образования
Психологическое сопровождение профессионального образования выступает в качестве технологии, обеспечивающей формирование надежности профессиональной деятельности специалиста. Важнейшим принципом психологического сопровождения выступает признание права субъекта образования самому принимать решение о путях своего профессионального становления и нести ответственность за их последствия. Психологическое сопровождение сводится к созданию условий для полноценного профессионального становления личности.
Психологическое сопровождение, по Э.Ф. Зееру, — это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности. Отсюда, технология психологического сопровождения формирования надежности профессиональной деятельности специалиста через развитие им саморегуляции может быть представлена тремя основными этапами:4
1. Диагностика уровня саморегуляции субъекта профессионального образования.
2. Информирование его о путях, способах развития саморегуляции.
3. Поддержка и помощь в развитии у субъекта профессионального образования саморегуляции.
Реализация технологии психологического сопровождения формирования надежности профессиональной деятельности специалиста возможна при использовании личностно ориентированных технологий профессионального развития: развивающей психодиагностики; профессионального тренинга; психологического консультирования по проблемам личностного и профессионального развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анфимова, Е. Н. Надежность и устойчивость профессиональной деятельности: психологические аспекты / Е. Н. Анфимова. – М.: Изд-во МГУ, 2018. – 256 с.
2. Беляев, А. С. Психологические составляющие надежности в экстремальных условиях / А. С. Беляев // Вестник психологии. – 2020. – № 3. – С. 45–52.
3. Воробьева, Л. Т. Психология надежности профессиональной деятельности: теоретические основы / Л. Т. Воробьева, И. Г. Козлов // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40, № 5. – С. 12–23.
4. Гаевский, В. Н. Надежность специалиста в условиях стресса / В. Н. Гаевский. – СПб.: Питер, 2021. – 320 с.
5. Демидов, П. В. Личностные и профессиональные факторы надежности в деятельности операторов / П. В. Демидов // Психология труда и организационная психология. – 2017. – Т. 28, № 4. – С. 34–49.
6. Ефимова, О. А. Психология надежности: практическое руководство / О. А. Ефимова, Е. В. Иванов. – Екатеринбург: УралГПУ, 2016. – 180 с.
7. Жуков, К. С. Надежность профессиональной деятельности: подходы и модели / К. С. Жуков. – Новосибирск: Наука, 2020. – 272 с.
8. Золотов, М. И. Психолого-педагогические условия повышения надежности специалиста / М. И. Золотов // Образование и наука. – 2018. – № 2. – С. 77–89.
9. Игнатьев, Д. П. Роль эмоционального интеллекта в формировании надежности деятельности / Д. П. Игнатьев // Мир психологии. – 2021. – № 1. – С. 55–67.
10. Ковалев, Н. В. Надежность и профессиональная идентичность / Н. В. Ковалев // Социальная психология. – 2019. – Т. 31, № 7. – С. 108–114.
11. Лаптев, А. И. Психологические аспекты надежности в трудах отечественных ученых / А. И. Лаптев, М. Ю. Васильев. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2018. – 220 с.
12. Мельникова, И. А. Стратегии повышения надежности операционной деятельности / И. А. Мельникова // Управление персоналом. – 2017. – № 4. – С. 93–100.
13. Николаев, Р. Л. Теории надежности: психологические подходы / Р. Л. Николаев. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016. – 250 с.
14. Орлова, Т. В. Надежность системы "человек-машина" в профессиональной деятельности / Т. В. Орлова. – Красноярск: СФУ, 2019. – 210 с.
15. Петрова, Е. И. Концепция надежности в контексте профессионального развития / Е. И. Петрова. – Уфа: БГУ, 2020. – 200 с.