Фрагмент для ознакомления
2
Стресс и напряжение на рабочем месте могут значительно повышать риск ошибок и приводить к несчастным случаям. В связи с этим важной задачей является обучение сотрудников навыкам психологической саморегуляции, таким как управление эмоциями, концентрация, устойчивость к стрессу и техники релаксации. Тренинги по саморегуляции помогают сотрудникам развивать устойчивость к внешним и внутренним стрессорам, улучшать способность сохранять самообладание и концентрацию в сложных ситуациях. Это особенно важно для профессий с высоким уровнем ответственности или риска, где требуется постоянное внимание и быстрое принятие решений (Гуляева, Г. В., 2022).
Психологическая поддержка играет ключевую роль в обеспечении безопасности труда, особенно для сотрудников, которые работают в условиях повышенного риска или испытывают высокие нагрузки. Задачей психологической службы в таких случаях является создание условий для эмоциональной разгрузки и восстановления, а также оказание индивидуальных консультаций по вопросам, связанным с профессиональными стрессами. Регулярная психологическая поддержка способствует снижению уровня тревожности, улучшению эмоционального состояния работников и их мотивации, что, в свою очередь, положительно влияет на соблюдение правил безопасности.
Профессиональные деформации, такие как снижение внимания, потеря мотивации к работе и пренебрежение мерами безопасности, часто являются следствием хронического стресса и эмоционального выгорания. Профилактика профессиональных деформаций и выгорания включает регулярные мероприятия, направленные на поддержание психического здоровья сотрудников, предотвращение чрезмерного утомления и повышение их интереса к профессиональной деятельности. Это могут быть корпоративные тренинги, программы поддержки эмоционального здоровья и мероприятия, направленные на улучшение баланса между работой и личной жизнью. Своевременное предупреждение эмоционального и профессионального выгорания помогает сохранить внимательность, осторожность и ответственность работников.
Основные задачи психологического обеспечения безопасности труда охватывают различные аспекты психологической работы с персоналом. Комплексная оценка психологических характеристик, формирование культуры безопасности, развитие навыков саморегуляции, психологическая поддержка и профилактика профессиональных деформаций способствуют созданию безопасной рабочей среды. Эти задачи позволяют не только снижать риски производственных травм, но и поддерживать у сотрудников высокий уровень мотивации и ответственности за соблюдение правил безопасности (Белоусова, Н. С., 2016).
Глава 2. Факторы, влияющие на безопасность труда
Обеспечение безопасности труда – это многогранный процесс, который включает как физические, так и психологические аспекты. Безопасность рабочего процесса зависит от ряда факторов, среди которых особое значение имеют психофизиологические, личностные и социально-психологические характеристики сотрудников. Эти факторы могут усиливать или, наоборот, снижать уровень безопасности труда. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Психофизиологические качества, такие как выносливость, внимательность, скорость реакции, устойчивость к монотонности, являются основополагающими факторами для выполнения безопасной и продуктивной работы.
Работа, требующая постоянной концентрации и быстрой реакции, особенно подвержена влиянию психофизиологического состояния сотрудников. Например, утомляемость или ослабленное внимание могут стать причинами производственных ошибок и нарушений правил безопасности. Поддержание хорошего психофизиологического состояния, включая здоровый образ жизни и достаточный отдых, позволяет минимизировать негативные воздействия на производственный процесс.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белоусова, Н. С. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методическое пособие в 2 ч. Ч. 1. / Н. С. Белоусова. Том часть 1. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. – 76 с.
2. Власов, Ю. В. Психологические аспекты в обеспечении безопасности труда / Ю. В. Власов, Ю. А. Полякова, А. В. Коновалов // Формирование стратегии развития деятельности первичной профсоюзной организации в обеспечении конкурентоспособности высшего образования: cборник научных статей по материалам Международной профсоюзной научно-практической конференции, Новочеркасск, 17–20 октября 2017 года – Новочеркасск: Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, 2017. – С. 161-164.
3. Гуляева, Г. В. О психологических аспектах безопасности труда // Научные труды МосГУ. – 2022. – №4. – С. 54-61.
4. Карагиоз, В. А. Психологические аспекты в обеспечение безопасности труда / В. А. Карагиоз // Промышленная безопасность и охрана труда: Тезисы докладов I всероссийской науч. кон., Санкт-Петербург, 13–15 декабря 2023 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II, 2024. – С. 56-59.
5. Катькало, Ф. Г. Факторы, влияющие на условия и безопасность труда / Ф. Г. Катькало // Современные технологии обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте: Сборник статей III международной студенческой конференции, Воронеж, 19 марта 2021 года. – Воронеж: филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «РГУПС» в г. Воронеж, 2021. – С. 247-249.
6. Томакова, И. А. Организационный микроклимат как фактор, влияющий на безопасность труда / И. А. Томакова, М. В. Томаков // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2016. – № 1(6). – С. 18-22.