Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Человек смотрит на мир с широко открытыми глазами, вокруг нас много информации, которую мы воспринимаем зрительно: изображения, предметы, знаки, образы, цвета. Что-то из этого может нравится, и мы с большим интересом останавливаем взгляд на этом, что-то, наоборот, неприятно, и будем стараться отвести глаза, это наше зрительное восприятие окружающего мира - визуальные коммуникации.
Современная коммуникативная ситуация характеризуется принципиально новым взглядом на мир, восприятие которого отличается наличием целостных образов, напрямую воздействующих на чувства.
Показательным является, что повышение роли визуального распространяется не только по большей части экономику - данное явление охватывает самые разнообразные стороны жизни людей, включая социальные отношения, политику, культуру. Общество обращено к новому типу культуры - визуальной, когда в передаче информации гораздо активнее, чем раньше, принимают участие невербальные средства. Особое значение здесь имеют так называемые визуальные образы, при помощи которых реализуется трансляция социальных смыслов, наделение окружающей действительности «значащим» содержанием. При этом центральным фактором данного процесса выступают новые возможности по фиксации социального опыта людей посредством современной визуальной коммуникации и её основных средств.
Повседневную жизнь сложно представить без различных технологических средств формирования визуальной среды. Телевидение, видео, кино, фото, интернет - эти, точно также, как и остальные цифровые средства коммуникации, представляются очень важными в настоящее время каналами, при помощи которых протекает общение людей, формируется социальный опыт современного человека. При этом особенностью современности является экспоненциальный рост числа визуальных сообщений, которые транслируются данными средствами.
1. Понятие визуальных коммуникаций
Визуальные коммуникации оказывают существенное влияние на жизнь современного человека, они улучшают восприятие, помогают ориентироваться в окружающем пространстве. Для достижения максимальной эффективности, визуальные коммуникации должны обладать определенными свойствами и функциями. Чтобы уточнить, какими функциями и свойствами должны обладать визуальные коммуникации, в начале необходимо рассмотреть определения данного понятия, а также особенности визуальных коммуникаций.
Некоторые исследователи дают следующее определение визуальных коммуникаций – «это комплекс указателей (табличек, вывесок, информационных стендов, рекламных щитов, и т. п.), которые помогают ориентироваться в пространстве и обеспечивают пользователей необходимой информацией (расположение объектов и их отдельных частей, размещение на объектах определенных сотрудников, время их работы и др.)» [5].
Р. Хембри отмечает, что «визуальные коммуникации объединяют в себе речь, образы и письменный язык с целью формирования сообщений, которые будут эстетически приятны зрителю, смогут быть восприняты аудиторией на эмоциональном и интеллектуальном уровнях и обеспечат людей необходимой информацией» [7]. В этом определении автор расширяет понятие визуальных коммуникаций, сочетая в них письменный знак, речь и образы. Как и другие исследователи, Р. Хембри определяет информативную функцию визуальных коммуникаций, и указывает её свойства: простоты восприятия и эстетичности знака (узнаваемости и читаемости). Кроме того, он затрагивает вероятные варианты подачи визуальных сообщений, выделяя в данном случае речь, письменный образы и язык. При этом, под понятиями письменный язык и речь, скорее всего, предполагаются визуальные словесные коммуникации, а под понятием «образы» – графические. При всем этом, данное определение, не достаточно отчетливо характеризует функции и свойства визуальных коммуникаций.
Визуальные коммуникации представляет собой систему визуально-графических решений и знаков, вычлененная из других, составляющих основную часть её зрительных воздействий (графических символов, информационных устройств и пр.), напрямую призванную решать задачи утоления информационного голода, обеспечения ориентации, регулирования поведения человека в определенных предметно-пространственных ситуациях. В этом определении сформулирована область визуальной коммуникаций, объединяя письменные знаки образы, комплекс указателей, под одним понятием: «системы визуально-графических решений и знаков». Также в данном определении указываются функции визуальных коммуникаций: ориентирования в пространстве, информативная и функция регулирования поведения.
В.А. Победин выделяет три основные группы графических знаков, из которых первая является отличительными знаками, которая составляет личные, товарные знаки, а вторая и третья группы непосредственно включают в себя знаки визуальных коммуникаций. Также он выделяет читаемые знаки и учебные знаки. К учебным относятся те знаки, запоминание и восприятие которых напрямую связано с обязательной необходимостью (в качестве примера, знаки на домашних приборах, математические знаки, знаки ориентации, знаки на текстильных изделиях); ко читаемым относятся пиктограммы (указатели услуг, служб, мест общественного пользования), символы ярмарок, соревнований, торговых центров. В соответствии с этим, визуальные знаки автор классифицировал по их свойствам: узнаваемости и читаемости. Также В.А. Победин акцентирует внимание на особенности формирования визуальных коммуникаций, обязательным условием при создании читаемых знаков выступает их графическая и смысловая ясность, доступность для быстрого понимания и восприятия всеми возрастными группами населения и иностранцами [6].
Рассмотрев различные определения визуальных коммуникаций, представляется возможным выявить в каждом из них общую черту – все они указывают на информативную функцию визуальных коммуникаций, которую принято считать главной, также дополняется функция ориентирования, а в ряде случаев выделяется третья функция, заключающаяся в регулировании поведения. Таким образом, визуальные коммуникации подразделяются на три вида по осуществляемым ими функциям: информационные (информативная функция), указательные (ориентирования), предписывающие (регулятивная).
Рис.1 – Свойства и функции визуальных коммуникаций
Также следует отметить, что во многих определениях не полностью раскрыты свойства визуальных коммуникаций, данный аспект затрагивается только двумя авторами – Р. Хембри выделяет простоту восприятия знака и эстетичность, В. А. Победин выделяет учебный (узнаваемый) и читаемый знак и указывает на обязательность унификации знака.
эстетичность знака (очень важное свойство, поскольку знак должен привлекать внимание и вызывать у человека положительные эмоции, что в особенности необходимо в предписывающих знаках, когда они осуществляют регулятивную функцию);
простота восприятия - данное свойство можно разделить на два самостоятельных: узнаваемость и читаемость. Это взаимодополняющие близкие понятия (узнаваемый знак способен быть и читаемым: рисунок утюга с двумя точками), но их необходимо разграничить поскольку знаки визуальных коммуникаций могут быть только с одним из данных свойств – являться лишь читаемым или лишь узнаваемым (пиктограмма «телефон» – читаема, при виде знака с изображением телефонной трубки, человек, который ранее видел телефон, сможет его прочесть).
узнаваемость знака непосредственно связана с еще одним не менее важным свойством визуальных коммуникаций – унификацией. В соответствии с ним каждый коммуникативный образ должен быть интуитивно узнаваем, понятен людьми разных возрастных категорий и национальностей. В качестве примера, указательные пиктограммы «влево», («вход» и др.), дорожные знаки («пешеходный переход», «въезд запрещен» и др.), предостерегающие знаки («опасно», «напряжение» и др.).
Свойства являются параметром визуальных коммуникаций, служащими для человека и его удобства, функции – это задачи визуальных коммуникаций, которые направлены на человека и вызывающие у него ответную реакцию. Свойства визуальных коммуникаций оказывают влияние на их функции, таким образом, что знаки, которые не обладают каким-либо из этих свойств, не способны в полной мере осуществлять предписанные им функции и воздействовать непосредственно на человека. Взаимодействие этих трех позиций можно отобразить в виде схемы.