Фрагмент для ознакомления
2
Михаил Лермонтов
И скучно и грустно
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка...
История создания и публикации
Михаил Юрьевич рано потерял мать. Он влюблялся несколько раз, но его отношения, как правило, были недолговечными. До своей смерти он сохранял тёплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было быть вместе. Неудивительно, что на протяжении всей жизни поэт испытывал одиночество. В его поздних стихах всё чаще проявляются темы одиночества и пустоты существования. Творчество Лермонтова пронизано пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 году .
Построчный комментарий и отсылки
Структура произведения состоит из трех частей, каждая из которых раскрывает отдельную тему. Содержание четверостиший:
Лирический герой делится своими чувствами и желаниями, передавая читателю ощущение грусти и одиночества.
Главный герой размышляет о любви и приходит к выводу, что это чувство, будь то направленное на себя или на другого человека, не заслуживает того, чтобы тратить на него время.
В каждой строфе отражаются определенные чувства и эмоциональные переживания героя. В первой строфе он размышляет о одиночестве и скуке. Эта тонкая нить проходит через весь текст. Не случайно автор включает в стихотворение риторические вопросы, такие как «Что пользы напрасно и вечно желать?.. // Любить... но кого же?.. // Что страсти?», которые в значительной степени подчеркивают основную тематику произведения.
Жанровый контекст
Это произведение принадлежит к жанру элегии и пронизано печалью. Стихотворение «И скучно, и грустно…» напоминает запись в дневнике, отражая душевные переживания автора. Лирический герой не находит счастья ни в любви, ни в дружбе, теряет веру в себя и в жизнь, и у него угасает надежда на осуществление своих желаний.
Размер, семантический ореол метра
Стихотворный размер: амфибрахий. Рифма: перекрестная.
Ритмическая структура стихотворения вызывает интерес. Размер – разностопный амфибрахий. В первых и последних двустишиях ощущается элегическое, напевное начало. Начиная с третьей строки, в стихотворении появляются паузы, которые обусловлены смыслом. Здесь мелодичность уходит на второй план, уступая место логическому принципу: «Любить… но кого же? на время – не стоит труда».
Интерпретация стихотворения
Основной темой стихотворения «И скучно, и грустно…» является одиночество, а ключевой проблемой — разочарование в жизни и в самом себе. В строках произведения лирический герой размышляет о своих желаниях, любви и страстях, но не находит утешения для своей души. Зачем что-то предпринимать, если всё кажется бессмысленным? Зачем любить, если это не навсегда? Постепенно он начинает обесценивать те чувства и стремления, которые обычно вдохновляют людей жить и бороться с судьбой.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
Источники
1. Белинский, В. Г. Стихотворения М. Лермонтова // Белинский В. Г. Сочинения: В 4 т. / 3 изд. Ф. Павленкова. Т.2. 1840-1842. СПб.: тип. «Экономия, 1907. С. 81-139.
2. Дякина, А. А. Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в оценке русской эмиграции / А. А. Дякина // Филоlogos. 2008. Т. 1-. № 4. С. 123-137.
3. Троицкий, В. Ю. Поэзия тревожной мысли // Лермонтов М. Ю. Стихотворения. М.: Детская литература, 2001. С. 5-19.
4. Усок, И. Герой лирики Лермонтова (1836-1841 гг.) // Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814-1964. М., 1964. С. 228-230.
5. Шувалов, С. В. Религия Лермонтова // Венок М. Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. М.; Пг.: В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых, 1914. С. 135-164.
Научная литература
6. Бродский, Н. Л. М. Ю.Лермонтов. Биография. Т.1. 1814 - 1832 / Н. Л. Бродский. - М. : Гослитиздат, 1945. - 348 с.