Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблематика исследования остается весьма актуальной в современном мире. Конституция РФ устанавливает народ как единственного носителя власти, который реализует ее через органы государственной власти и местного самоуправления. Понимание местного самоуправления охватывает его структурные и функциональные аспекты, включая создание системы органов, определение их компетенции и подбора кадров. Актуальность исследования заключается в его значимости для организации власти на местах в условиях Российской Федерации.
1. Формирование и развитие системы местного самоуправления
Местное самоуправление – это способность граждан принимать участие в решении вопросов местного значения во благо всех жителей муниципального образования. Стоит обратить внимание на то, что местное самоуправление находит свое отражение в законодательстве Российской Федерации.
Такой термин, как «Орган местного самоуправления» отражается в статьях 3, 12, 15, 40, 130, 131, 132 Основного закона Российской Федерации . Конституция РФ устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, самостоятельное в пределах своих полномочий, и что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, являющуюся одной из основ конституционного строя.
Конституция «проецирует» демократические принципы на местный уровень и обеспечивает важные гарантии местного самоуправления. Однако Конституция не определяет особенности российской модели местного самоуправления. В этом смысле Конституция закладывает гибкую модель управления и дает определенный простор для адаптации этой модели к реальной жизни.
В научных исследованиях относительно природы местного самоуправления отсутствует единогласие. Согласно традиционному подходу, местное самоуправление анализируется через призму государственной власти. В своей диссертации Н.В. Павлов рассматривает муниципальное управление как составную часть системы социального управления. Он акцентирует внимание на его связи с государственным управлением, отмечая схожесть их функций, направленных на решение социально значимых проблем .
При этом автор выделяет муниципальное управление как вид социального управления, осуществляемого в рамках местного самоуправления для решения задач местного значения. В такой трактовке местное самоуправление представляется как разновидность общественной власти, выполняемой в определенных формах управления, что служит основой для разграничения местной власти от других видов власти и закрепляет её самостоятельность.
И. А. Алексеев и Б. Б. Адамоков подчеркивают, что органы местного самоуправления являются органами местных территориальных сообществ, которые формируются и перед которыми несут ответственность за эффективное выполнение своих полномочий . Основным отличительным признаком органов публичной власти, включающих муниципальные и государственные органы, является публичная правосубъектность.
В свою очередь, В. Г. Игнатов утверждает, что местное самоуправление следует рассматривать как инструмент для повышения качества жизни населения, при этом обязательным элементом должно быть наличие выборных органов местной власти .
2. Характеристика системы местного самоуправления в Российской Федерации
В любой стране способность местных органов власти эффективно выполнять свои обязанности во многом зависит от того, как они организованы. Хорошо известно, что организация чего-либо имеет структурный и функциональный аспекты.
Применительно к механизмам местного самоуправления это означает, прежде всего, создание соответствующей системы органов местного самоуправления, разработку их структуры, определение компетенции каждого из них, подбор и расстановку кадров.
В соответствии с Конституцией РФ собственником и единственным источником власти в Российской Федерации является народ, который осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3). Часть 2 статьи 130 Конституции РФ устанавливает часть 2 статьи 3, которая регулирует осуществление гражданами власти. Часть 2 ст. 3 предусматривает реализацию права граждан на местное самоуправление «через выборные органы местного самоуправления и иные органы местного самоуправления» .
Несмотря на то, что термин «структура» используется во многих дисциплинах, законодательно это понятие не закреплено. Существуют различные точки зрения на это понятие, но на основании теоретических исследований ученых невозможно сделать однозначные выводы.
Понятие «организационная структура местного самоуправления» считается неопределенным. Его можно трактовать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле организационная структура местного самоуправления – это система организаций с самостоятельным статусом, осуществляющая функции и полномочия местного самоуправления на определенной территории.
В более широком смысле понятие организации местного самоуправления включает также внутреннюю организацию представительных органов (например, постоянных комитетов) и исполнительных органов (например, местных администраций, управлений и служб).
Предметом исследования проблем структуры организаций местного самоуправления является, прежде всего, система организаций с самостоятельным статусом и их отношения власти и ответственности. Исходя из этой научной позиции и Конституции РФ, нет оснований для узкой трактовки понятия организационной структуры местного самоуправления. Таким образом, организационная структура местного самоуправления, как в узком, так и в широком смысле, относится к местной компетенции.
Другие ученые придерживаются практически такой же точки зрения на эти понятия. Так, понятия «орган» и «структура» организаций местного самоуправления являются близкими, причем понятие «орган» является более узким, а понятие «структура» включает в себя как узкий, так и широкий смысл.
В соответствии с Конституцией РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в уставе муниципального образования. При этом речь идет не только об основных органах местного самоуправления - представительных органах, исполнительных органах и мэрах. Перспективы формирования всех остальных муниципальных органов определяются конкретной единицей самоуправления.
Впервые Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает детальный порядок определения состава местных органов при образовании новых муниципальных образований между населенными пунктами или при их преобразовании.
Заключение
Процесс формирования и развития системы местного самоуправления в России имеет глубокие корни в законодательных актах и отражает принципы демократического устройства общества. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, устанавливая его самостоятельность в пределах полномочий и определяя его независимость от государственной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации, принята 12.12.1993 (с изм. от 01.07.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.garant.ru/doc/constitution/
2. Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
4. Вырвина, В. В. Понятие и система органов местного самоуправления Российской Федерации / В. В. Вырвина // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 72-6. – С. 26-28.
5. Долганева, А. В. Понятие и сущность местного самоуправления Российской Федерации / А. В. Долганева // Мир современной науки. – 2020. – № 5(63). – С. 35-36.
6. Долганева, А. В. Понятие и сущность местного самоуправления Российской Федерации / А. В. Долганева // Мир современной науки. – 2020. – № 5(63). – С. 35-36.
7. Качковский, М. И. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления Российской Федерации / М. И. Качковский, Д. А. Коровин, В. А. Очаковский // Эпомен. – 2020. – № 48. – С. 147-152.
8. Саая, А. С. Понятие местного самоуправления / А. С. Саая // Экономика и право. Современное состояние и перспективы развития. – 2022. – С. 13-18.
9. Шепилова, А. Р. Понятие и сущность местного самоуправления / А. Р. Шепилова // Современные научные исследования и инновации. – 2021. – № 5(121). – С. 1-2.