Фрагмент для ознакомления
2
Тема 11.
Задание
1. Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы.
Какие недостатки проводимой реформы в образовании выделяет автор?
- направленность на коммерциализацию, уход от повышения качества персонала и его квалификации к соревновательности вузов между собой .
Согласны ли вы с этим?
Да. Недостатки Болонской системы состоят в том, что:
1. Она практически не учитывает национальные интересы в рамках образовательной системы.
2. Существующая образовательная система тестирования не обладает точностью при оценке знаний, умений и навыков обучающийся.
3. Отсутствии фундаментального системного подхода и методологии при обучении студентов и, как следствие, узость знаний и компетенций.
Какие позитивные черты проводимой в сфере образования реформы вы можете назвать?
На текущий момент Болонскую систему в отношении России можно охарактеризовать системой «утечки мозгов». Она была и остается способом выкачивания из России ценных кадров. Статистические данные этот вывод подтверждают и получается такой абсурд: государство тратит силы и время на обучение специалиста, а пользуется этим специалистом Франция, Германия, США или другие страны. По сути, Россия в течение 20 лет выступала и продолжает выступать суррогатной матерью для Европы и США. Настало время задуматься о своем суверенитете для подготовки кадров и, в этой связи, объявлено о совершенствовании высшего образования в стране.
Не обошла стороной Болонская система и текущий политический момент. После начала Россией на Украине Специальной военной операции (СВО), 11 апреля 2022 г. Болонская группа объявила, что прекращает представительство России и Белоруссии во всех ее структурах. В мае того же года министр науки и высшего образования России Валерий Фальков подчеркнул, что Болонская система – «пережитый этап» и поэтому в ближайшие несколько лет в стране будут работать над крупной образовательной реформой. Интересно мнение министра, который в интервью газете «Коммерсантъ» в мае 2022 года, отметил, что система бакалавриата и магистратуры не исчезнет по крайней мере в ближайшие два года из-за утвержденных цифр приёма и окончание обучения. Кроме того, министр усомнился в том, что двухступенчатую систему вообще будут убирать, потому что «много людей, которые симпатизируют этим форматам образования», «миллионы получили бакалаврское, образование без степени магистра они не смогут дальше продвигаться», «мы входим в топ-7 стран в мире.
К преимуществам Болонской системы можно отнести:
1. Доступность;
2. Устойчивая трехступенчатая образовательная система;
3. Узкоспециализированность и профильность компетенций в рамках основных ступеней (бакалавриат, магистратура).
4. Широкая возможность для студентов при переходе в вузы других стран без потери баллов.
5. Рост уровня конкурентоспособности вузов .
6. Возможности и перспективы научной карьеры в мировых вузах.
7. Единая система критериев и стандартов высшего образования и его возможностей на рынке труда и науки.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Булатова, О.В. Дистанционное обучение как стресс-вызов/препятствие для студентов / О. В. Булатова, И. В. Васильева, А. И. Козубовский, Д. Ю. Кривонос // Информационное общество. – 2023. – № 4. – С. 32-42.
2) Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем., сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. Москва: Прогресс, 1990. 808 с
3) Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. Пер. с фр. с сокр.; под ред.В. А. Базарова. Москва: Мысль, 1994. 399 с.
4) Лазар М. Г. Реформа высшего образования России — итоги и последствия глазами социологии образования // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2016. № 44. С. 242
5) Коллинз Р. Теория конфликта в современной макроисторической социологии //Философская и социологическая мысль.1993. № 6. С. 81-98.
6) Меренков А. В. Изменение установок студентов на работу по специальности после окончания вуза // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость: материалы V Всерос. социол. конгресса. (Екатеринбург, 19−21 октября 2016 г.). Екатеринбург: УрФУ, 2016.
7) Мертон Р. К. Явные и латентные функции. Москва: Директ-Медиа, 2007. 50 с.
8) Мотова Г. Н. Двойные стандарты гарантии качества образования: Россия в Болонском процессе // Высшее образование. 2018. № 11. С. 9−21.
9) Пелевина Н. Университет по скайпу // Вольная экономика. 2018. № 7. С. 104−109.
10) Спенсер Г. Синтетическая философия. Пер. с англ. Киев: Ника-Центр, 1997. 511 с.