Фрагмент для ознакомления
2
Специфичными подзаконными актами, регулирующими розничную торговлю, являются разнообразные акты государственного Санитарно-Эпидемиологического Нормирования, или нормы СанПиН. Они представляют собой обязательные для соблюдения государственные подзаконные нормативные правовые акты, содержащие требования безопасных и безвредных для человека факторов среды обитания и их оптимальных и безопасных количественных параметров с целью сохранения здоровья и нормальной жизнедеятельности. Нормы регулируют разные сферы общественной жизни, поэтому применительно к защите прав потребителей именно в розничной торговле их количество относительно невелико. К примеру, Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов описывают все требования для предприятий по изготовлению, хранению, транспортировке отдельных категорий объектов.
Роспотребнадзор, как один из основных федеральных органов в рассматриваемой области, также в рамках своей деятельности принимает различные подзаконные акты – приказы, большинстве своём касающиеся вопросов информирования населения, а также утверждения типовых форм документов, сопровождающих деятельность службы.
Несмотря на то, что страны континентального права, к которым относится и Российская Федерация, не включают судебный прецедент в перечень источников права, отрицать влияние практики судов на регулирование правовых отношений не считается верным. Учёт опыта судебной деятельности зачастую выступает в качестве фундамента для дальнейших решений по конкретным спорам, что даёт возможность снизить влияние субъективного фактора при рассмотрении дел, унифицировать понимание буквы и духа закона, устранить определённые пробелы путём разъяснения правильного толкования. Именно поэтому Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ), хоть и не являются непосредственными источниками правового регулирования в сфере защиты прав потребителей, но играют большую роль в применении и использовании норм права на практике. Рассматриваемую сферу раскрывает Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", в частности, дающее возможность правильно толковать нормы, касающиеся, например, определения существенных недостатков товара, осуществления различных способов защиты и восстановления нарушенных прав потребителя и так далее .
Покупка товара ненадлежащего качества может быть разочарованием для покупателя. В таком случае, ему следует обратиться к продавцу или производителю товара и попросить обмен или возврат денег за покупку. Покупатель также может обратиться в защиту прав потребителя или в суд в случае, если продавец отказывается удовлетворить его претензии. Важно сохранить чек и упаковку товара до решения вопроса о возврате или обмене.
Согласно статье 24 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
При замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) перерасчет цены товара не производится.
При замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.
В случае приобретения товара ненадлежащего качества потребитель имеет право на возврат товара и получение компенсации.
В случае приобретения товара ненадлежащего качества потребитель имеет право обратиться с претензией к продавцу или производителю, требуя замену товара, возврат денег или скидку на следующую покупку. В случае отказа продавца или невыполнения обязательств потребитель может обратиться в защиту своих прав в органы государственного контроля и надзора или в суд.
Для начала потребитель должен обратиться к продавцу с претензией, указав причину недовольства и требуя замены товара, возврата средств или проведения ремонта. Продавец обязан рассмотреть претензию и принять необходимые меры для удовлетворения требования потребителя.
В случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 2014. N 15. С. 1691.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (Часть II). Ст. 5132.
3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства РФ. 2019. № 12. С. 1228
4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2019. № 10. Ст. 888.
5. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // Собрание законодательства. 2017. № 31 (часть I). Ст. 4765.
6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" // Российская газета. 2012. № 5829. С.156
7. Овезов Г.Т. Общая характеристика форм и способов защиты прав потребителей / Г.Т. // Вопросы науки и образования. – 2023. – №7 (8). – С. 74-75
8. Орлов А. Ю. Защита прав потребителя услуг по законадательству Российской Федерации / А. Ю. Орлов // Интернаука. – 2024. – № 19-6(336). – С. 27-28.
9. Щербанюк Т. И. Законодательный анализ защиты прав потребителей / Т. И. Щербанюк, А. Д. Черная // Взаимодействие науки и общества в контексте междисциплинарных исследований : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Воронеж, 03 мая 2024 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2024. – С. 190-192.