Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы исследования обусловлена значимостью для функционирования российского государства закупок, поставок, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Именно посредством системы государственных закупок происходит обеспечение потребностей государства и муниципальных образований. Учитывая огромные обороты финансовых средств в сфере государственных и муниципальных закупок, она подвержена деструктивным преступным посягательствам. При этом, основной процент преступлений в данной сфере составляют посягательства коррупционного характера.
Реакция государственных органов на различные рода посягательства, совершаемые в данной сфере, и эффективный контроль над ней очень важны, так как они позволяют не только выявить сам факт нарушения закона, но и гарантировать взыскание за его нарушение, а также предотвратить повторение таких случаев в дальнейшем и уменьшить негативные последствия от его совершения. Не зря борьба с коррупционными проявлениями в системе государственных и муниципальных закупок, а также государственного оборонного заказа является одной из приоритетных задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» .
Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является рассмотрение теоретических вопросов уголовной ответственности за преступления, совершаемые в сфере государственных и муниципальных закупок.
Достижение указанной цели обеспечивается посредством выполнения следующих задач:
– дать общую характеристику преступлениям, совершаемых в сфере государственных и муниципальных закупок;
– рассмотреть виды коррупционных и экономических преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок.
1. Общая характеристика преступлений, совершаемых в сфере государственных и муниципальных закупок
Одной из сфер преступной деятельности, в следствии которой также наносится ощутимый материальный убыток, является сфера государственных и муниципальных закупок. Каждый год на обеспечение государственных и муниципальных закупок выдаются существенные объемы бюджетных средств, что делает эту сферу финансово привлекательной, способствует участию в закупках не только честных предпринимателей, но и лиц, желающих противозаконно обогатиться за счет государства, и в то же время определяет ее существенную коррупциогенность в лице чиновников, ответственных за реализацию государственных заказов.
Общественная серьезность злоупотреблений в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд проявляется в том, что злонамеренное нарушение субъектами системы публичных закупок ее правил и принципов, а также некачественное их исполнение не позволяют государству в полной мере реализовывать свои функции (социальные, экономические, политические и др.), наносит значительный материальный убыток хозяйственной и экономической системе, порождает тотальную коррупцию в государственных органах и органах местного самоуправления. В науке уголовного права нет существенных противоречий относительно того, что характер преступления, его общественная опасность определяется, прежде всего, объектом, на который оно посягает . Под объектом преступления понимают то, на что посягает виновный, чему он желает причинить либо причиняет вред, ущерб, то есть те охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые посягает виновное лицо, желая причинить либо, причиняя им вред, ущерб .
На основании анализа состава преступления, предусмотренного ст. 2004 УК РФ можно выделить типичные способы их совершения на различных стадиях закупочной деятельности. Вот только некоторые из них:
– злоупотребления в ходе информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок. В соответствие с п. 7 ст. 4 ФЗ № 44 представитель заказчика ведет информационную базу, содержащую в том числе реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так, например, если работник контрактной службы, руководствуясь корыстной или иной личной заинтересованностью, необоснованно исключит из данного реестра либо, наоборот, включит в него какого-либо подрядчика, в результате чего будет причинен крупный ущерб, то в данном случае можно говорить о наличии в его действиях состава преступления, предусмотренного ст. 2004 УК РФ;
– злоупотребления в процессе обоснования закупок. В данном случае в качестве примера можно указать случай, когда контрактный управляющий при наличии корыстной или иной личной заинтересованности включает в план закупок приобретение какой-либо вещи по заведомо завышенной стоимости, в результате чего заказчику причиняется крупный ущерб;
– злоупотребления при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Преступное поведение в данном случае может заключаться в необоснованном отказе от применения методов определения начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренных в ст. 22 ФЗ № 44 , и применении «иных методов» для осуществления закупки по завышенной стоимости;
– злоупотребления при выборе исполнителей контракта. Состав преступления, предусмотренный ст. 2004 УК РФ, может быть установлен правоохранительными органами в случаях необоснованного недопуска, например, в силу малозначительных технических ошибок, какого-либо участника закупки, предлагавшего более выгодные условия контракта, в пользу лица, состоящего в сговоре с работником организации-заказчика;
– злоупотребления при подаче окончательных предложений о цене контракта. На указанном этапе закупок возможный исполнитель заказа может, например, в целях неправомерной победы на торгах, в результате сговора с работником контрактной службы подать предложение о снижении цены контракта в сравнении с самой низкой заявленной ранее ценой;
– злоупотребления при проведении конкурса с ограниченным участием могут иметь место, если исполнитель заказа определяется по дополнительно установленным требованиям к участникам закупки, которые законодательно нигде не закреплены, носят оценочный характер и таким образом могут носить коррупционный характер в виде сговора с представителями заказчика;
– злоупотребления при исполнении государственного или муниципального контракта. На данном этапе коррупционные злоупотребления могут выражаться во внесении представителем заказчика в акт приема товара недостоверных сведений относительно его качества, количества и иных характеристик, при наличии корыстной или иной личной заинтересованности и причинении крупного ущерба.
2. Виды коррупционных преступлений, совершаемых в сфере государственных и муниципальных закупок
Финансовая преступность является основным фактором формирования коррупционной преступности, что часто приводит к безнаказанности преступников, развитию правового нигилизма и постоянных сетевых коррупционных связей .
Подавляющее большинство правонарушений в сфере реализации закупок являются коррупционными. В данное время отмечается рост таких преступлений.
Термин «коррупционное преступление в сфере закупок» в научных исследованиях по уголовному праву стал использоваться только последние годы . При этом в уголовно-правовой литературе уже предпринимаются попытки сформулировать и обосновать определение понятия разбираемого вида преступлений. Так В.Ю. Дроздов предлагает под коррупционными общественно опасными деяниями при проведении публичных закупок понимать уголовно наказуемые деяния, заключающиеся в криминальном нарушении, установленных федеральным контрактным законодательством правил публичных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц . На наш взгляд такой подход можно назвать правильным только в том случае если признать, что все совершаемые преступления в данной сфере носят коррупционный характер.
В структуре преступлений, совершаемых в сфере проведения закупок, надлежит выделить следующие группы преступлений с учетом требований, заключающихся в перечне № 23 преступлений коррупционной направленности (приложение к Указанию Генпрокуратуры РФ № 744/11, МВД России № 3 от 31 декабря 2014 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»): коррупционные преступления. Прежде чем разбирать данную группу, выделим признаки, в соответствии с которыми то или иное незаконное деяние, предусмотренное УК РФ, будет иметь коррупционную направленность:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации. – Текст: электронный // Гарант: информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/401425792/ (дата обращения 13.11.2024).
2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 20.11.2024) Текст: электронный // Гарант: информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/10108000/?ysclid=m3wjlwhy2d697013781 (дата обращения 13.11.2024).
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. – Текст: электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/?ysclid=m3wjnm6nra188060174 (дата обращения 13.11.2024).
4. Постановление № 24 Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 г. (ред. от 24.12.2019) О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях. – Текст: электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149092/?ysclid=m3wk66rzy6432752618 (дата обращения 13.11.2024).
5. Постановление № 19 Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. ред. от 11.06.2020) О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий. – Текст: электронный. – URL: https://sudact.ru/law/postanovlenie-plenuma-verkhovnogo-suda-rf-ot-16102009/?ysclid=m3vau2plum356888365 (дата обращения 13.11.2024).
6. Постановление № 48 Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 г. (ред. от 15.12.2022) О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате. – Текст: электронный. – URL: https://sudact.ru/law/postanovlenie-plenuma-verkhovnogo-suda-rf-ot-30112017_1/?ysclid=m3vawnf6wj190723896 (дата обращения 13.11.2024).
7. Гражданцев, И.В. Коррупционное преступление в сфере государственных закупок: понятие, место в системе должностных преступлений и классификация / И.В. Гражданцев // Вопросы формирования и проблемы реализации национальной технологической инициативы в регионах. Ростов-на-Дону: ЮРИУФ РАНХиГС, 2019. С. 36-40. – Текст: непосредственный.
8. Грибунов, О.П. Коммерческая организация как элемент механизма преступлений в сфере экономики / О.П. Грибунов, А.Л. Пермяков // Труды Академии управления МВД России. – 2018. – №4 (48). – С. 158. – Текст: непосредственный.
9. Дурманов, Н.Д. Понятие преступления / Н.Д. Дурманов. - Москва, 1948. С. 43. – Текст: непосредственный.
10. Замрий, О.Н. О совершенствовании мер по предупреждению коррупции и финансовых преступлений /О.Н. Замрий // Вестник ТвГУ. Серия: Право. 2013. № 34. С. 51. – Текст: непосредственный.
11. Попов, А.Н. Объект преступления: учебное пособие А.Н. Попов, Л.С. Аистов. - Санкт-Петербург, 2014. С. 8. – Текст: непосредственный.